Петухова Л В
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Сейчас, в непростое для нас время, в период самоизоляции, появилась уникальная возможность проводить время с семьей. Именно этот период можно использовать продуктивно, как наиболее благоприятный для воспитания и развития наших детей в семье.
Возможно, многие родители захотят уделить больше внимания познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию, что тоже немаловажно. Я же предлагаю нашим мамам и папам обратить внимание на физическое и социально-коммуникативное развитие детей, а именно, на соблюдение режима дня дома, на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Почему это так важно?
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Вряд ли найдется хоть один родитель, который захочет видеть своего ребенка неуверенным в себе, постоянно прибегающим к помощи родителей. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться волевые черты характера: упорство, настойчивость, терпение, дисциплина, которые так необходимы при формировании навыков самообслуживания и соблюдении режима дня.
Соблюдение режима дня для детей раннего возраста
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня - постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий. Основные требования к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка неодинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят.
Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни дома отражается на состоянии детей в детском саду в понедельник: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Так как практика показала, что настроение и работоспособность малышей находятся в прямой зависимости от того, как организованы их деятельность и сон в семье, то не трудно себе представить поведение воспитанников при их длительном отсутствии в детском саду и не соблюдении режима дня дома.
Хотелось бы отметить, что в раннем возрасте дети легче привыкают к предлагаемому режиму. Малыши не умеют еще хитрить, придумывать отговорки, им и в голову не приходит, что можно отказываться идти спать, когда пришло время. Если они в 9 часов вечера легли и не позднее чем через полчаса крепко уснули, то утром их не приходится будить — они сами просыпаются бодрыми, веселыми. Главное, чтобы родители и дети следовали установленному порядку.
Помните! Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, предохраняет от переутомления.
И лишь в ваших силах, уважаемые родители, после длительного перерыва посещения детского сада помочь своим детям вновь успешно пройти адаптацию
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?».
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков :
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать, одевать шапку, варежки, обувь, шорты, колготки, брюки или юбку.)
- гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:
- общей моторики (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкой моторики (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, играть при помощи предметов с водой, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слухового внимания (умение смотреть, откликаться и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
К двум годам общая моторика у детей развита намного лучше, чем мелкая моторика.
Чтобы не терять время зря, вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.
Полезные советы
• Предложите ребёнку из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом можно с помощью пинцета.
• Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку, нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки, переливать воду пипеткой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство, пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.
• Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застё жек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках,
• «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками, «Кукла просыпается, кукла умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).
Для формирования культурно – гигиенических навыков используйте в своем общении с детьми фольклор: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Полезные советы
Варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка дома для формирования культурно – гигиенических навыков.
1) Доброе утро:
Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!
Почему, встречаясь утром,
Говорим мы:
«С ДОБРЫМ УТРОМ»?
Потому что утром — солнце,
Темной ночи больше нет,
И свободно в окна льётся
Добрый-добрый,
Мирный свет.
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
Радостно и дружно
Будем жить на свете! А. Кузнецова
Кто умеет утром сам,
Просыпаться по часам?
– Я умею по часам,
Просыпаться утром сам!
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
2) «Умывание» :
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам -
Умываться по утрам! Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3) «Расчесывание» :
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся. Под окном лиса поёт,
Петушка гулять зовё т:
"Петя, Петя, петушок,
У тебя есть гребешок,
Приходи на мостик,
Расчеши мне хвостик»
4) «Приятного аппетита» :
В. Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало! Ю. Кушак
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
6) «Спать пора» :
Л. Мей Баю-баюшки-баю…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою! П. Воронько Спать пора
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
Помните!
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.