Ирина Кузьмина
Консультация для родителей «Фольклор в жизни малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
«…словесное русское народное творчество
заключает в себе поэтические ценности»
А. П. Усова
Публикация «Консультация для родителей „Фольклор в жизни малыша“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика.
— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Чтение потешки при умывании, помогает детям эмоционально и положительно относиться к процессу умывания.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся
Маме улыбаемся.
Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками.
Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Ценность фольклора заключается еще в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт
В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произнесенные взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки –вызывающие у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит.
Колыбельные песенки оказывают усыпляющее воздействие.
Баю-баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули
Мою Дашу не буди.
Чтобы успокоить ребёнка -
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Куплю тебе три.
Потешки, в которых имеются игровые приемы, вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт с взрослыми.
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Кто кашку не ел?
Кто молочко не пил?
Того забодаю, забодаю.
При пробуждении ребенка:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок
Встань мой (имя…
Все эти особенности делают сказку незаменимым
средством речевого развития и воспитания детей
разных возрастов («Теремок», «Репка», «Колобок»,
«Маша и медведь», «Коза и волк»)
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей «поэтический взгляд» на действительность. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса! а зовут ее …
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства.
Солнышко, солнышко
Полети на облышко
Там твои детки
Кушают конфетки
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
По меткому определению К. Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад».
Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам,
В ямку — бух
Фольклор – это богатейший материал словесного творчества, который можно и нужно использовать
для развития речи детей