Людмила Гребенникова
Консультация для родителей: «Если ребенок не умеет слушать чтение…»
▼ Скачать + Заказать документы
Берестов в. : |
Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца. |
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Публикация «Консультация для родителей: „Если ребенок не умеет слушать чтение…“» размещена в разделах
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, т. к. в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира но, и это главное, учится думать, анализировать, формируются нравственная и культурная основа его личности. Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним.
Проработав довольно долгое время воспитателем, я сделала вывод, что если мы хотим, чтобы наши дети умели слушать, понимать и беседовать о ней, быть, как говорится, благодарным слушателем, необходимо еще до рождения ребенка проводить работу с будущими родителями. До появления ребенка в семье необходимо подумать над тем, какие книги ребенок будет слушать и рассматривать. Для дошкольников книга должна быть особенной: изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, заманчивой; для детей раннего возраста – еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения.
Итак, если ребенок не умеет слушать… Первое, на мой взгляд, что нужно сделать, так это заинтриговать, заинтересовать ребенка. А как это сделать? Для этого нужно огромное желание взрослого и любовь к ребенку.
Самая первая книжка в жизни ребенка может быть книжка-подушка. Листы этой книги сделаны из тонкого синтепона, обшиты яркой тканью с иллюстрациями и текстом, тесемками связаны в единый блок. В книге есть закладка.
Есть специальные книги с надувными «страницами», которые не тонут в воде, издают звуки, когда их нажимают в определенном месте.
В библиотеке ребенка должны быть маленькие книжки «восьмушки» и «четвертушки». Их легко держать, легко рассматривать.
Приобретите книжки-элерманы. Их листы сделаны из картона. Малыш не будет бояться измять или изорвать их. Но если вдруг такое случается, не ругайте малыша, объясните ему, как следует пользоваться книгой. На его глазах исправьте, «подлечите» изорванное. Это устранит испуг, покажет ценность книги, научит бережному обращению с ней.
Привлекательным для ребенка будут книжки-вырубки (обложка и ли-сты вырублены по контуру какого либо предмета или персонажа, книжки-панорамы (фигурки и декорации приводятся в действие, книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных и другое, с двигающимися глазами или частями тела.
Можно и нужно приобретатькнижки-стикеры (приклеивать). Эти книжки не имеют прямого отношения к детской художественной литературе. Они познавательные, развивающие интеллект, сенсорику, эмоции.
Не старайтесь приобретать объемные тома. Их трудно взять в руки. Дорогостоящую же книгу можно заменить рядом других, менее дорогих, но более значимых для ребенка. Хорошо, если среди них будет и книга вашего детства, и первая книга, прочитанная вами самостоятельно, и первая подаренная вам книга. В общении с ними, как правило, у родителей проявляются разнообразные эмоции, которые тонко улавливает ребенок и которые в какой-то мере формируют его собственное отношение к книге.
Сейчас тали появляться и видео-книги (книги на дисках).
Восприятие – процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления. Читательским опытом. Дети лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша.
Отсюда вытекает, что важным фактором в воспитании слушателя является яркая иллюстрированная книга.
Исследователи (В. Г. Белинский. О. И. Никифорова) выделяют в процессе восприятия художественного произведения несколько стадий. Первая – эта стадия «восторга» непосредственного, эмоционального, сердечного восприятия текста. За нею следует «истинное наслаждение», когда произведение воспринимается рассудком, когда происходит анализ и обобщение прочитанного. И последняя стадия – воздействие текста на личность читателя, возможность преобразования ее.
Для того, чтобы ребенок прошел все стадии восприятия и по-настоящему понял текст, необходимо бережно, осторожно, не разрушая возникших эмоций, вести его к этому пониманию с помощью аналитических бесед по тексту произведения.
Необходимо знать, что литература как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги.
В режиме дня нужно выделить специальное время для чтения и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать на ходу, во время еды.
Я считаю, что детям необходимо рассказывать сказки народные, вол-шебные. Их с содержание и глубокий смысл не будут понятны малышам, но ритмическая организация текста, богатство интонаций открывают широкие возможности для перевоплощения рассказчика, что безусловно заинтересует детей.