Татьяна Тарасова
Литературный конкурс «Играем со сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Развернутый конспект занятия в подготовительной группе МКДОУ «Д/с № 2 общеразвивающего вида» р. п. Мишкино, Курганской области.
Воспитатель: Тарасова Татьяна Александровна
Тема: «Играем со сказками» литературный конкурс
Цели: Вспомнить и обобщить знания детей о прочитанных сказках; развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать речевую активность; создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка; выявление творческого и нравственного потенциала; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Публикация «Литературный конкурс „Играем со сказками“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Литературные викторины и конкурсы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Предварительная работа. Чтение сказок : о животных, бытовые и волшебные сказки. Выделение характерных слов и жанровых особенностей, беседы о характере и поступках героев; дидактические игры, упражнения (на материале русских народных сказок); игры-драматизации, этюды, театральные постановки по мотивам русских народных сказок, рисование и аппликация русских народных сказок.
Оборудование:волшебная карта, придорожный камень с надписями, макет избушки, избушка бабы Яги, наборы кубиков, полу маска лисы, костюм бабы Яги, конверты с заданиями, дидактическая игра «Сказки о животных», короб, скалочка, яичко, клубочек, рыбки, корзина с яблоками, обручи, макет дерева, зал украшен иллюстрациями из сказок.
Ход занятияНе даром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Валентин Берестов
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему вы любите сказки?
Дети. (всевозможные ответы детей)
Воспитатель. Ребята, скажите, как мы подразделяем русские народные сказки?
Дети. Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные.
Воспитатель. А какие сказки о животных вы знаете?
Дети. «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка» и т. д.
Воспитатель. А почему вы именно эти сказки отнесли к сказкам о животных?
Дети. В сказках о животных всегда главные герои животные.
Воспитатель. Назовите сейчас бытовые сказки?
Дети. «Горшок каши», «Каша из топора».
Воспитатель. А почему мы их так называем?
Дети. В сказках присутствует какой-либо бытовой предмет («Каша из топора» - топор и т. д).
Воспитатель. Молодцы. А какие это волшебные сказки? Почему мы их так называем?
Дети. Волшебные сказки – это, сказки в которых присутствует волшебство (волшебная палочка, ковер–самолет и др.)
Воспитатель. Давайте назовем волшебные сказки, которые вы знаете?
Дети. «Лягушка-Царевна», «Финист – ясный сокол» (и др.)
Воспитатель. Ребята, сейчас я вам прочитаю пословицы о сказках. А вы скажете, как понимаете их смысл? О каких особенностях сказки говорят эти пословицы?
Сказка – сладка, а песня быль.
Сказка складом, песня ладом красна.
Из сказки слово не выкидывается.
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середине перебивается.
Дети. (всевозможные ответы детей)
Воспитатель. Ребята, посмотрите сюда, что это за следы и куда они ведут?
(следы приводят к большому камню, а на камне надпись).
Воспитатель. (читает)
«Налево пойдешь – крепким сном заснешь.
Направо пойдешь - совсем пропадешь.
А прямо пойдешь – испытанье найдешь».
Ребята посмотрите, а под камнем, то что-то лежит?
Дети. Да это же настоящая карта.
Воспитатель. Да это же карта путешествия. А вы, хотите попутешествовать?
Дети. Да.
Воспитатель. У нас будет не просто путешествие. В каждом пункте вы должны будете выполнить задания, за которые получите жетоны, а в конце мы их посчитаем их и подведем итоги.
Путешествие начинается.
Какую же дорожку мы выберем?
Дети. (выбирают прямую дорожку и объясняют свой выбор).
Воспитатель. Какие качества надо взять в дорогу, чтобы преодолеть все препятствия, которые окажутся на пути.
Дети. Доброту, честность, отвагу, силу, смекалку, находчивость, ловкость.
Воспитатель. Стрелка нам показывает, что нужно сделать десять шагов прямо. Считаем шаги (один, два, три, и т. д. до десяти)
(находят конверт, а в нем задание 1).
Дидактическая игра «Сказки о животных»
( Выкладывают картинки животных: лиса, волк, заяц, медведь, петух, кот. Дети подбирают каждому герою фрагмент сказок, в которых встречаются эти герои. (Медведь - «Варежка», «Теремок» и др.)
С этим заданием вы справились, получите жетон. Смотрим карту. Нам нужно сделать пять шагов налево и четыре шага прямо.
(находим конверт с заданием 2)
Дидактическое упражнение «Волшебные слова»
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке :
• По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля из сказки «По щучьему велению»).
• Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь. (Василиса Премудрая, из сказки «Царевна – лягушка»).
• Избушка, избушка стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом (Иван – царевич из сказки «Царевна – лягушка»).
Воспитатель. С этим заданием вы тоже справились. Правильно назвали героев и сказки, где они живут. Получаете жетон. Смотрим на карту. Нам нужно сделать круговые движения руками, немного поколдовать.
(появляется еще один конверт с заданием3)
Дидактическая игра «Дополни имя»
Воспитатель. У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.
• Кощей – (бессмертный)
• Василиса – (Прекрасная)
• Иван – (царевич)
• Змей – (Горыныч)
• Крошечка – (Хаврошечка)
• Сестрица – (Аленушка)
• Скатерть – (самобранка)
• Гуси – (лебеди)
Воспитатель. С этим заданием вы справились. Получаете жетон.
Смотрим на карту нам нужно сделать три приставных шага в лево и посмотреть под дерево.
(находят еще один конверт с заданием 4)
Сказочные загадки
• У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
• Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
• Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)
• Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
• Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
• Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок смоляной бочок)
Воспитатель. С заданием справились. Получите жетон.
Смотрим карту. На карте нарисована избушка. Где же она.
(находят избушку, получают конверт с заданием 5)
Дидактическая игра «Позови лисичку»
Воспитатель. Ребята про, лису, много сказок есть. А вы расскажите, какая лиса в сказках?
Дети. ( Лиса: хитрая, обманщица, плутовка, умная, лгунья, догадливая, сметливая, «палец в рот не клади», Патрикеевна.)
(воспитатель заходит за домик одевает маску лисы)
Лиса. Попробуйте перехитрить меня – выманить из заюшкиной избушки.
(дети выманивают лису из избушки с помощью ласковых слов, мимики и жестов)
Лиса. Одеваюсь, собираюсь! Ой, ой, ой! Сдаюсь! Перехитрили. Выманили. А зато что вы со мной поиграли, я даю вам жетон.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием.
Смотрим нашу карту. От заюшкиной избушки нам нужно сделать четыре шага назад.
(конверт с заданием 6)
Собери картинку сказки
Нам нужно поделится на 4 команды. Чья команда быстрее соберет сказку на кубиках и назовет ее и главных героев.
(кубики раскладываются на ковре, по уголкам.)
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. Молодцы ребята в этом конкурсе победила дружба. Все правильно справились с заданием. Получаете жетон.
Смотрим на карту. Нам нужно закрыть глаза и посчитать до 10. Открываем глаза.
(появляется избушка бабы Яги)
Ребята давайте сказочными словами попросим избушку повернуться к нам.
Дети. Избушка, избушка повернись к лесу задом, а к нам передом.
(Избушка поворачивается, появляется баба Яга)
Баба Яга. Тьфу, тьфу, тьфу! Человечьим духом пахнет. Зачем комне явились? Дела пытать аль от дела лытать?
Дети. (рассказывают, что путешествуют и дорожка их привела к ее домику)
Баба Яга. Догадались кто я?
Дети. Баба Яга.
Баба Яга. Задобрите старушку, поздоровайтесь со мной ласково.
Дети. (здороваются, подбирают ласковые слова, Баба Яга достает из избушки конверт с заданием 7)Первое задание бабы Яги
Баба Яга. Назовите сказки, в которых есть баба Яга?
Дети. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка» и др.
Баба Яга. Правильно, молодцы! Но у меня есть еще задание для вас. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете. Второе задание Бабы Яги
Баба Яга.
• Головной убор, надев который, становишься невидимым. (Шапка-невидимка,
• Сказочная скатерть. (Скатерть-самобранка,
• В сказках всегда добро побеждает, над чем? (Над злом,
• Главное средство передвижения всех богатырей (Конь,
• Что сделал с лягушечьей кожей Иван-царевич (Сжег,
• Ее прозвище Костяная нога (Баба Яга,
• Необычное транспортное средство Емели (Печь,
• Где находится смерть кощея (На конце иглы).
Третье задание Бабы Яги «Исправь ошибку»
«Красная Бейсболочка» («Красная Шапочка»,
«Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»,
«Сестрица Алинушка и братец Иванушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Трое косолапых» («Три медведя»,
«Снежиночка» («Снегурочка»,
«Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»).
Баба яга. Справились с моим заданием. Молодцы! Получите жетон. А мне пора домой. (уходит)
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Смотрим на карту. Перед нами болото мы должны перепрыгнуть с кочки на кочку. (прыгают из обруча в обруч. Находят конверт с заданием 8). Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. И из какой сказки эти слова?
• «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»,
• «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». (Русская народная сказка колобок»,
• «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»,
• «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»,
• «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».(Русская народная сказка «По щучьему веленью»,
• «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет».(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
• «Принесла бабка в решете снега. Толкли они снег и вытолкли девушку. (Русская народная сказка «Снегурочка»,
• «-Кто, кто в теремочке живет?
-Я, муха-горюха. А ты кто?
- А я блоха-попрыгуха. Пусти меня к себе жить». (русская народная сказка «Теремок»).
Воспитатель. Молодцы ребята! Получите жетон. Вот и закончилось наше с вами путешествие. Путешествие в мир сказок и приключений. Мы с вами справились со всеми заданиями, получили жетоны. Давайте их сосчитаем?
Дети. (считают).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое.
(Стоит короб закрытый)
Кто мог забыть такой короб?
Дети. Медведь из сказки «Маша и медведь».
Воспитатель. Кто смелый? Давайте посмотрим, что там?
(Ребенок подходит и достает из короба скалочку)
Воспитатель. Скалочка, из какой сказки.
Дети. «Лисичка со скалочкой».
( достает следующую вещь: яичко золотое, клубочек, рыбу, рукавичку и в конце достает,целую корзину яблок дети называют сказки герои, которых забыли свои вещи в коробе)
Воспитатель. А яблоками из корзинки мы сей час угостимся.
(угощение детей).