Елена Безручко
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика - что это такое? Обычно наше дыхание весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в нашу кровь кислорода.
Публикация «Консультация для родителей „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
Для чего нужна дыхательная гимнастика? При работе с дошкольниками с речевыми нарушениями дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения речи в целом.
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми имеющими дефекты речи.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно положительно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Дыхательная гимнастика :
Улучшает носовое дыхание.
Ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей.
Улучшает состояние сердечно -сосудистой системы.
Ликвидирует различные неврозы.
Улучшает зрение, память.
Улучшает работу органов пищеварения.
Улучшает звучание голоса.
Упражнения для речевого дыхания.
Футбол.
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы набора.
Снегопад.
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки)
Объяснить, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки»
Листопад.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья. Объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие с какого дерева упали.
Бабочка.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох)
Кораблик.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Одуванчик.
Предложить ребенку подуть на отцветший одуванчик (следить за правильностью выдоха)
Шторм в стакане.
Предложить ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны)
Свеча.
Ребенок делает ровный медленный выдох-пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
Карандаш.
Плавной воздушной струей попробовать прокатить карандаш по столу.
Костер.
Перед ребенком кладется макет костра с полоской тонкой красной бумаги.
Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
Техника выполнения упражнений:
• Воздух набирать через нос
• Плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным и плавным.
• Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки их можно придерживать руками
• Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Упражнения для верхних дыхательных путей.
Веселое лесное путешествие.
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полны-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе одновременно постукивая пальцами по губам)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь-свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! з-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! з-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! з-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчелку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Методические рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики
• Заниматься нужно до еды в хорошо проветренном помещении
• Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений, не переутомлять ребенка
• Для формирования длительного плавного выдоха занятия следует проводить в форме игровых упражнений
• На длительном выдохе следует вводить голосовые упражнения, цель которых -развитие силы голоса, тембра и высоты.
• Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
• Движения нужно производить плавно, медленно, под счет.
• Важно сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппарата