Маликова Наталья
Консультация для родителей «Доверительные отношения с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
От родителей поступает много запросов о том, как установить дисциплину с ребенком. Но многие забывают о том, что дисциплина начинается с любви.
Родительскую функцию можно представить в виде 2х составляющих:
Первое – это безусловная любовь, это теплые доверительные отношения, это принятие ребенка. Это фундамент, основа всех основ.
Вторая функция – это введение ребенка в общество. Научить его соблюдать правила и нормы, принятые в обществе, научить его быть самостоятельным и ответственным.
Публикация «Консультация для родителей „Доверительные отношения с ребенком“» размещена в разделах
Родительская ответственность заключается в том, чтобы сохранять баланс между любовью и требованиями. Представим некую чашу весов. Когда ребенок видит одни требования и не видит эмоциональной близости, получается жесткое авторитарное воспитание. Такое было характерно почти для всех жителей советского союза и до сих пор есть эти отголоски. Однако сейчас идет другая повсеместная тенденция. Когда ребенок видит много заботы о себе, но родители не могут или не умеют устанавливать требования – получается другая крайность - эгоизм и вседозволенность.
Это не равные понятия. Если мы любим – это не значит нельзя ничего требовать. Можно любить и устанавливать дома запреты, правила, дисциплину. Ребенок все равно вырастет и столкнется с этим, рано или поздно и в наших силах его к этому подготовить. Есть поведение, которое мы не можем позволить ребенку. Устанавливать границы и рамки в поведении это прямая родительская обязанность.
Сегодня речь пойдет о первой части, о том, что начинать устанавливать дисциплину нужно не с требований ребенку, а с хороших крепких теплых отношений. Начинаем всегда с фундамента.
Казалось бы, все просто. Все родители любят детей, сомнений в этом нет. Но, как и во всем есть свои нюансы.
Бывает в суете рабочих дней не замечается, что мало времени проводится с ребенком наедине. Утром мы бежим на работу, вечером кружки, секции, ужин.
Важно проводить с ребенком время в той деятельности, которая интересна ему. Это не развивающие занятия, не прописи и чтение. Это именно та игра, которую предложит сам ребенок. Скорее всего это будет сюжетно-ролевая игра или настольная игра.
Во время совместной игры нужно чтобы мама была полностью с ребенком, не одной рукой листая телефон, не думая в это время о работе, а телом и душой находясь в ситуации здесь и сейчас. С одной целью – просто быть с ним и просто наслаждаться общением. Когда психологи говорят что важно не количество проведенного времени, а качество – это как раз об этом.
Помимо совместного времени очень важны наши невербальные послания, это наши жесты, мимика, прикосновения. Так вот по исследованиям дети в первую очередь считывают невербальную информацию со взрослых и только потом слышат сам текст. Поэтому каждый день нужно напитывать их тактильным контактом.
Ребенок приходит поговорить – уделите ему время сейчас, а не через 5 минут, не когда закончится сериал или доварится суп. Особенно когда он рассказывает что-то эмоционально важное для него. Это такая мелочь, которая запускает огромный механизм. Есть такая особенность у нас взрослых, что мы много говорим, много даем им нравоучений.
А между тем, если ребенок поглощен эмоциями и что-то пытается вам рассказать, здесь можно применять технику активного слушания. Это когда мы слушаем ребенка внимательно, пытаясь за его словами разглядеть его эмоции и эмоциональное состояние, настроение. Мы слушаем его не чтобы дать совет. Слушаем для того, чтобы понять что у него на душе, понять что он чувствует, и вернуть ему то, что мы узнали – на языке, понятном ему. Похоже ты очень расстроен что так вышло… я вижу как ты переживаешь из-за этого …. Да, жалко было потерять игрушку…. Понимаю, страшно было туда идти. Ваш вид и ваши слова показывают принятие и сочувствие. И ребенок знает, что он может полностью вам открыться, вы для него безопасная надежная опора.