Отцарева Галина Анатольевна
«Детские капризы и упрямство». Консультация для родителей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей дошкольного возраста на родительском собрании в дошкольной разновозрастной группе МБОУ «Коровинская СОШ»
Тема: «Детские капризы и упрямство»
Подготовила воспитатель Отцарева Г. А.
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по вопросу «Детские капризы и упрямство»
Задачи:
1. изучение отношения родителей к вопросам воспитания;
2. информирование друг друга об актуальных задачах воспитания.
Воспитатель: - Уважаемые родители, мы рады видеть вас. На сегодняшнем собрании мы поговорим с вами о детских капризах и упрямстве, а также о том, что делать в таких ситуациях.
Воспитатель: Упрямство — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это поведение ребенка, когда он необоснованно противодействует просьбам, советам, требованиям взрослых. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых причин.
Проявлением упрямства является желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда оно бессмысленное, не приносит пользы; выражение упрямства как психологическая защита, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своём».
Воспитатель: Капризы — это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу!»
Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Капризы могут проявляться из-за нескольких причин, например, ребенок чем-то недоволен, или раздражен; или ребенок находится в состоянии двигательного перевозбуждения. Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность.
-Причиной капризов и упрямства могут быть: неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей, т. е. они считают его маленьким и несамостоятельным. Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность. Они могут быть вызваны безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.
Воспитатель : - Что же вы можете сделать в такой ситуации?
1. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
2. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно.
3. Ругать ребенка не имеет смысла – это ещё сильнее его возбуждает.
4. Если сказали "нет", то объясните, почему и оставайтесь при этом мнении.
5. Можете уступить ребенку, если эти уступки педагогически целесообразны.
6. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка происходит в общественном месте, чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Воспитатель : Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь отвлечь ребенка : "Ах, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Не стоит использовать грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета. В такой ситуации лучше действует спокойный тон общения, без раздражительности.
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам разобрать некоторые ситуации проявления капризов и упрямства у детей и подумать, как взрослому стоит поступать в таких ситуациях.
Ситуация 1
Мама пришла домой, с дочкой 4-х лет, Леночкой. Девочка громко требует: «Хочу на улицу! Хочу еще погулять!» Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама пытается поднять дочку, но у нее не получается. Мама чуть не плача продолжает уговаривать свою дочь.
Вопросы родителям:
Что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?
Какие ошибки были допущены взрослым?
Как бы вы поступили?
Вывод: в такой ситуации ребенок не будет слушать. Можно оставить его одного, и когда он поймет, что «зрителей» нет, начнет успокаиваться. Если ребенок так ведет себя из-за переутомления и такое поведение ему не свойственно, лучше перейти к телесному контакту – поглаживать ребенка, тихо и спокойно говоря, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка: «Леночка устала, плачет, ничего, бывает».
Ситуация 2
Мальчик, Миша 4,5 года, с криком бросается на пол, требуя от родителей, продолжить смотреть мультфильм по телевизору. Миша кричит громче и ногами стучит сильнее. Папа и мама, наблюдают за этим молча. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго и она говорит папе: «Ну, ладно, давай уступим, разрешим посмотреть ёще чуть - чуть». Папа стоит твердо на своем. Родители разругались между собой. В результате папа махнув рукой уходит в другую комнату, мама включает телевизор.
А Мише это и надо. Он доволен.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама?
Как бы вы поступили?
Вывод: родителям следует четко определить что можно, а что нет. Родителям следует придерживаться одних требований. Дети очень хорошо чувствуют взрослых и могут подобрать к ним «ключи» - что не разрешил папа, разрешит мама.
Воспитатель: - Расскажите, какие были у вас ситуации?
Выслушиваются ответы родителей.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ УПРЯМСТВА И КАПРИЗНОСТИ РЕБЁНКА:
Постарайтесь понять поведение своего ребёнка. Ведь если однажды это было можно, значит можно всегда, именно так считает ребёнок.
Обучая ребёнка элементарным правилам поведения, мы добиваемся послушания, но малышу трудно удержаться от того, что он желает. И если вы что- то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда и все члены семьи должны это соблюдать.
Соблюдение режима дня приучает ребёнка выполнять указания взрослых. Он привыкает к тому, что надо спать, надо одеваться, надо кушать. Ребёнок усваивает слово – НАДО. И только из- за непоследовательности и несогласованности взрослых у ребёнка может возникнуть упрямство, нервозность, раздражительность и непослушание.
Уважаемые родители, конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего недостающую часть, тем самым, дополнив выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Воспитатель : - А сейчас мы с вами поиграем в творческую игру «Какой он – мой ребенок?». На листе бумаги вам нужно обвести свою ладонь и на кончике каждого пальца написать по букве имени своего ребенка. Если имя длинное, можно написать уменьшительно-ласкательную форму имени или нарисовать вторую руку. Затем, нужно расшифровать каждую букву, написав лучшие качества вашего ребенка, начинающиеся на эту букву. А в центре ладони изобразить символ, кем ребенок является в семье.
После выполнения работы родителям предлагается поделиться впечатлениями, что запомнилось, что будут использовать в общении со своими детьми.