Евдокия Чаптыкова
Консультация для родителей «Домашние игры для развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
«Домашние игры для развития мелкой моторики рук»
Исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи. Форма общения первобытных людей была языком жестов. Они давали возможность людям объясняться друг с другом.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Рука - второй орган речи. Развивая пальчики ребёнка, вы ему помогаете быстрее и успешнее овладевать речью. Речь детей зависит от тонких движений пальцев рук. Рекомендации:
1. Массаж кистей рук.
Массаж проводится большим и указательными пальцами. Массаж начинается и заканчивается поглаживанием всей кисти. С каждым пальчиком работаем отдельно. Движения идут от кончика пальца к его основанию.
Приё мы: поглаживание- пощипывание- поглаживание- растирание-поглаживание- спиралевидное растирание -поглаживание-похлопывание-поглаживание.
.2. Пальчиковый бассейн.
Массаж кистей рук. Потребуется пластмассовая коробка с высокими краями. На 2/3 засыпаем крупой, горохом. Туда прячутся мелкие предметы (животные, игрушки, буквы). Ребёнку необходимо найти предмет (задействовать всю кисть). 3. Упражнения с прищепками.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
4. Игра «Забавная змейка». Вам понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите малышу нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов — в них также есть дырочки. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
5. Игра «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашейте пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Покажите малышу, как продевать пуговицы в петли. Когда все пуговицы будут застегнуты, начинайте сначала.
6. Игра Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
7. Игра «Бусы из макарон». Покупаем в магазине макароны различной формы (перья, цветочки, сердечки и др.) и предлагаем ребенку нанизывать их на проволоку в определенной последовательности (по форме, по цвету). Потом такие бусы можно раскрасить красками.
Развивающая игра «Юный макаронник». Когда мы берем в руку очень маленький предмет, например, горошинку или макаронину, то не задумываемся, как при этом нужно сложить пальцы. А для малыша успешное выполнение такого сложного движения — большое достижение. Примерно в 9-10-месячном возрасте ребенок уже может брать пальчиками мелкие предметы. Поэтому дайте ему макаронные изделия различной формы. Кроха до года будет с удовольствием перебирать их пальчиками.
8. Упражнение с массажкой.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
9. Пробки, покрышки.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
10. Играем с крупами – развиваем моторику!
Игры с крупой не только развивают мелкую моторику рук, но и являются отличным способом занять малыша, пока мама занята приготовлением еды. Данные игры помогут вам в этом.
1).Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание ребёнка на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
2). Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик» : пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.
3). Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т. д.
4).Считаем. Разложите фасоль по тарелочкам. Посадите различных животных возле каждой. Теперь посчитайте, всем ли хватит «конфет»? Посчитайте, у кого сколько. Где больше, где меньше?
5).Заполняем формочки. Возьмите любые формочки (у нас были формочки для пластилина, поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.
Игры с крупой — отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер, концентрировать свое внимание. У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство — оказывать помощь детям с нарушениями речевого развития.
Фасолевые ванны.
В миску или коробку насыпьте фасоль (горох, сечку, манку, бросьте туда мелкие игрушки и размешайте.
Задание для ребёнка — запустить руки в фасоль и искать игрушки.
Если ребенок уже говорит, попросите его на ощупь определить и назвать, что спряталось в фасоли.
То же самое можно сделать с другими крупами. Ребёнок нащупывает их пальчиками и выкладывает в мисочку. Спрячьте туда мелкие игрушки Попросите ребенка их найти.
Узоры на подносе.
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку или муку.
Проведите по крупе пальцем. Получится яркая контрастная линия.
Учите ребенка рисовать. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик с крышей, простой орнамент.
На свободном подносе покажите малышу, как щепоткой насыпать крупу. Используя в дальнейшем такую технику, можно насыпать дорожки, составлять несложные рисунки или орнаменты. Для «насыпных» рисунков берут разные виды круп.
Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование головного мозга и на становление речи ребёнка.
Важно, чтобы работа по развитию мелкой моторики рук проводилась регулярно.