Екатерина Черноусова Фефилова
Консультация для родителей «Для чего нужны занятия с логопедом?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОНР нуждаются в занятиях с логопедом. Как организованы занятия в группе комнепсирующей направленности:
- Обязательно ежедневно мы выполняем артикуляционную, дыхательную гимнастику и развиваем мелкую моторику.
- Осуществляется индивидуальный подход к детям. Кроме того, воспитатели используют режимные моменты и прогулки для работы над речью в игровой форме.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужны занятия с логопедом?“» размещена в разделах
- Много внимания уделяется формированию грамматического строя речи, связной речи и фонематических процессов, т. е. в течение года мы занимаемся профилактикой школьных трудностей, подготовкой к школе, т. к. подготовка к школе начинается не за год и не за месяц до школы, а намного раньше.
• Напомню Вам основные моменты, по которым оценивается готовность ребё нка к школе:
- хорошее физическое развитие ребёнка
- развитая мелкая моторика пальцев рук;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире
- развитое произвольное внимание, умение слушать педагога, познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Всё это мы формируем и развиваем совместно с воспитателями на занятиях.
Я остановлюсь подробней на речевом развитии ребёнка, т. к. школьное обучение предъявляет ребё нку новые требования к его речи:
- во-первых - ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением, т. к. для свободного общения с коллективом очень важно, чтобы его понимали и сверстники и взрослые. Ребёнку нужно будет отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, а при этом сразу становятся заметными все недостатки речи.
К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
- во-вторых – у ребёнка должны быть сформированы фонематические процессы. Это: умение слышать и различать звуки, умение выполнять звуковой анализ слогов и слов.
- в-третьих – ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательными значением, образовывать относительные и притяжательные прилагательные и т. д.
- в-четвёртых – необходимо работать с ребё нком над связной речью: часто учителя жалуются на то, что дети не умеют составлять предложения, поэтому прежде чем с ребёнком заниматься пересказом и составлением рассказов, потренируйте его в составлении предложений.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – граматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программы школы.
Что может произойти в школе, если дефекты речи останутся с ребё нком:
- Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление о его невоспитанности, умственной ограниченности.
Бывают даже случаи, когда дети с тяжёлыми нарушениями речи ошибочно попадают в школы для умственно отсталых.
- Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и повседневной жизни.
- Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на развитие психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
- Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребё нка: замкнутость, стеснительность, снижение речевой активности.
Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении могут вызвать чувства собственной неполноценности, обиды, иногда озлобленность и раздражение.
- Всё это порождает особенности поведения детей в играх и занятиях : нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными. Они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.
Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, суетливость, что затрудняет включение в коллективную игру.
Неустранённые проблемы в грамматическом строе речи, фонематическом восприятии и связной речи приводят к ошибкам на письме и чтении. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в категорию неуспевающих и нарушителей дисциплины.
Поэтому родители должны осознать важность подготовки детей к школе и тесно сотрудничать с педагогами группы.
Повторю, если нарушена речь, то и задерживается развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, т. к. речь и мышление взаимосвязаны.
Поэтому у детей с ОНР речевые дефекты не исчезнут сами по себе, для их преодоления необходима систематическая коррекционная работа, в котрой родителям отводится значительная роль. Не забывайте о том, что между матерью и ребёнком в дошкольном возрасте существует тесная биологическая связь и поэтому мама в этом возрасте может очень много дать ребёнку.
Затем в школе авторитетом для него будет учитель, а в подростковом – друзья и поэтому не упускайте возраст до 7 лет и помогайте преодолеть проблемы в развитии.
Что нужно делать, чтобы помочь ребё нку:
• Ежедневно выполнять задания в тетради и приносить тетрадь каждый день
• Выполнять рекомендации педагогов группы
• Обязательно автоматизировать поставленные звуки в речи – по заданиям в тетради и в общении с ребёнком. Как только в тетради появяться слова на определённый звук, значит он поставлен и инеобходимо начинать поправлять его в свободной речи ребёнка, т. к. работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом, результат зависит от тренировок.
• При заучивании стихов обращайте внимание на правильное произношение звуков, т. к. дети только тогда научаться следить за собственной речью, когда их постоянно контролируют взрослые.
• Выполнять артикуляционную гимнастику ежедневно перед зеркалом
• Родители сами должны следить за своей речью, она должна быть чёткой и грамотной
• Больше читайте ребёнку
• Не бояться консультации со специалистами – мы при необходимости направляем детей к физиотерапевту и психоневрологу. Это не означает, что ребёнок болен, просто на данный момент у него есть проблемы, с которыми мы должны помочь ему справится в тесном контакте со специалистами.