Светлана Борисовна Кофорова
Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
"Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР".
Составитель: Кофорова Светлана Борисовна,
воспитатель МКДОУ "Детский сад №94г. Дзержинска
Мы очень часто слышим выражение "мелкая моторика". Что же это такое?
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной, нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика- одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (В. Н. Бехтерев, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Е. К. Бережная)
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики. Так Аристотель подчеркивал, что "Рука-это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными особенностями. Поэтому так важно обращать самое серьезное внимание вопросу развития мелкой моторики рук.
Чтобы мелкие движения ребенка были более точными и экономными следует помочь ему в усовершенствовании навыков движения запястья.
Какие упражнения следует проводить с ребенком?
1. Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры"- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе этих игр, ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
2. Шнуровка.
Шнуровка дает возможность придумать множество игр. Эти игры помогают не только развить мелкую моторику, но и развить усидчивость, глазомер у детей. В процессе игр совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. "Шнуровки" развивают логическое мышление ребенка.
3. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать предметы, катать между большим и указательным пальцем орехи, камешки и др., угадывать с закрытыми глазами предметы на ощупь, нанизывать пуговицы, бусы, макароны, сушки, перекатывать разные предметы по столу.
4. Использование различных развивающих игрушек :
Пирамидки.
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.
Кубики
При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок, благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
Конструкторы
Доски Сегена (рамки, вкладыши)
Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
Фигурки на магнитах
Используя магнитную мозаику у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
Кубы- сортёры
Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!
Пазлы
Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Мозаика
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка
5. Массаж и самомассаж.
Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики-ежики). Можно использовать бельевые прищепки разного цвета и формы. Бельевые прищепки можно надевать на ногтевые фаланги пальцев. С их помощью может получиться настоящее волшебство! Из круга- солнышко, из треугольника- елочка. Работа с прищепками развивает не только мелкую моторику, но и формирует сенсорную культуру ребенка.
На логопедических занятиях успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций,
6. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная и конструктивная деятельность :
1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, штриховка и т. д.
Особенно полезно нетрадиционное рисование. Примером может служить рисование на манной крупе.
2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.
Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределить пластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).
3. Вырезание ножницами.
Особое внимание следует уделить усвоению детьми основных приемов вырезания- навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, квадратные, круглые)
4. Работа с бумагой. Оригами.
Это самобытное искусство создания моделей различных предметов путем сгибания листа бумаги.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, вы решите сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.