Валентина Баранова
Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры в детском саду и дома»
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в
их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть
Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры в детском саду и дома“» размещена в разделах
потребность в игре. И е нужно удовлетворить не потому, что делу –время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка –превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности.
Следовательно, главное в этом возрасте–обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Все это называется сенсорным развитием ребенка.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает вс большее значение, однако в практике воспитания детей она ещ используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребнку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях. Игра, как сказал В. А. Сухомлинский –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Выявлены противоречия: между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения, между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности. Анализ практики воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей и родителей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждойгруппе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образовательным игрушкам или однообразно с ними манипулируют. Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач. Организовывать дидактические игры нужно, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для е достижения. Игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных занятиях, при просмотре иллюстраций книг и т. д.) В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольнопечатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает.», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т. д. Настольно-печатные игры–интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам– нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т. д. Затем задание немного усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно е рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся: «Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду-еду» и др.
В современных семьях дидактические игры родители в основном покупают в магазине. Сегодня мы рассмотрим с вами образцы простых дидактических игр, которые вы сможете сделать сами своими руками и использовать дома для занятий с детьми. Посмотрите, пожалуйста, нашу коллекцию самодельных дидактических игр, рассмотрите их внимательно. Выберите для себя игру, какую бы вы хотели сделать сами дома вместе со своими детьми.
(Затем воспитатель показывает образцы дидактических игр, объясняет какие задачи развития ребенка они решают, как и из чего их можно изготовить).