МААМ-картинки

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка»

Елена Полякова
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта: ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано проявляется интерес к жизни и работе взрослых. Поскольку одним из основных видов деятельности дошкольника (в силу возрастных особенностей) является игра, то бесспорна роль игры, обучающей и воспитывающей – игры дидактической в подготовке их к школе.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка“» размещена в разделах

Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Необходимо учитывать меру программного содержания и конкретные задачи умственного воспитания, которые решаются в каждой отдельной игре. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий. В содержание дидактической игры входят дидактическая задача (определяется программой, игровая задача (цель конкретной игры, правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом. Благодаря правилам (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно – образовательным процессом. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры). Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия. Многие дидактические игры не вносят ничего нового в занятия детей, но они учат их применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Воспитатель детского сада должен продумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности.

Существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.

К умственной активности побуждают такие условия, как: формирование у детей эмоционально – положительного отношения к предстоящей деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих их отношение к умственному труду; поддержание интереса ребенка в процессе проведения дидактической игры; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; владение методикой подготовки и проведения дидактической игры. При соблюдении этих условий и умелой организации, и проведении дидактической игры может быть обеспечена ее ведущая роль в развитии и воспитании дошкольников.

С усложнением задач и игровых действий изменяется и роль ребенка в игре. В средней группе дети, знакомясь с новыми дидактическими играми, вместе с тем выступают уже в новом качестве – учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2 – 4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий.

Такая организация работы позволяет на новом возрастном этапе – в подготовительной группе закрепить у ребенка умение самостоятельно организовывать игры и исполнять роль ведущего и постепенно приучить согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу.

Играя, ребенок приобщается к труду – у дошкольников он сводится в основном к труду по самообслуживанию, но это важная ступенька приблизиться к труду взрослых, понять его необходимость. Общество готовит его к общественно – полезному труду; учит соблюдать нравственные нормы и правила. Дидактические игры, прежде всего сюжетно – ролевые, учат детей строить отношения между собой и со взрослыми на нравственной основе, воспитывая нравственное поведение, волю, эмоционально – положительный тон в процессе эмоционально – личностного и делового общения со взрослыми, доброжелательность.

Музыкально – дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную отзывчивость, приобщают к разным видам музыкальной деятельности (пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, формируют музыкальные способности. Дидактические игры по художественно – эстетическое воспитанию не только формируют художественные способности, эстетическую и эмоциональную культуру ребенка, стимулируют его творческий потенциал, но и плодотворно влияют на общее психическое и умственное развитие.

В распоряжении воспитателя детского сада – большое разнообразие дидактических игр. Целенаправленное их использование поможет ему в решении вопросов разностороннего воспитания и развития ребенка и в формировании его готовности к обучению в школе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка»Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка» Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка»Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка»
Опубликовано: 28 мая 2022 в 17:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Полякова (УИ 892293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД