Капрова Карина
Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители должны приложить не мало усилий, чтобы речь ребенка раз-вивалась правильно и своевременно. Так как они являются первыми собесед-никами и учителями малыша на пути его речевого развития.
В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главную роль в общении занимает диалог. Диалогическое общение со взрослыми и сверстниками приобретает преимущественно речевой характер.
Публикация «Консультация для родителей „Диалог как средство развития речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Диалогическая речь - этот один из компонентов связной речи. Она пред-ставляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естествен-ной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или не-скольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. При небогатом опыте у старших дошкольников может наблюдаться эго-речь (монолог, коллективный монолог)
Данные психологов (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн) свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте общению со взрослыми дети пред-почитают общение со сверстниками. При этом речь, обращенная к сверстнику, более контекстная (дети используют точные глаголы, наречия, грамматически правильно согласуют слова в предложениях).
Диалогическому общению со сверстниками детей надо учить.
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение общаться со сверстниками диало-гически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.
Дети 6-7 лет должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей, более точно отвечать на поставленные во-просы. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда со-четается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слу-шать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Общепринятыми методами обучения диалогической речи считаются бе-седа и разговор воспитателя с детьми, а также разговор родителей с ребенком.
Беседа может быть вводной, предваряющей наблюдение, экскурсию, чтение; может разворачивать по ходу рассматривания картин, при пересказе. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демон-стрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживани-ями. Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами,
впечатлениями. В таких беседах разворачивается личностно значимое содер-жательное общение.
В семье, в общении с родными предоставляются большие возможности для закрепления речевых навыков. Например, Вы ведете своего малыша домой из детского сада. Расспросите, чем запомнился ему этот день, что узнал но-вого, а потом просто поиграйте, рассказывая по ролям стихотворение-шутку «Мы с тобой шли…»
- Мы с тобой шли? (спрашивает взрослый)
- Шли (отвечает ребенок)
- Подберёзовик нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- Так, где же он?
- Кто?
- Подберёзовик.
- Какой?
- Мы с тобой шли… (все повторяется сначала)
В следующий раз можно поменяться ролями. Очень важно при этом да-вать ребенку образец правильной речи и следить за тем как ребенок говорит. Не забывайте об интонационной окраске речи.
Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома такие приёмы, как словесные поручения, чтение литературных произве-дений, специально организованные речевые ситуации, разнообразные игры.
Выполняя словесные поручения, ребенок должен использовать речь. Дайте ребенку поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо папе или маме, узнать у брата или сестры, чем они занимаются. Для усвоения информации, её лучшего запо-минания важно попросить ребенка повторить поручение. После выполнения поручения, узнайте у ребенка, как он с ним справился.
Чаще читайте с детьми дома. Чтение литературных произведений даёт детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помо-гает усвоить различные виды интонации.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнооб-разные игры, которые можно проводить дома, на прогулке с ребенком, по до-роге в детский сад, в магазин и т. д. Это сюжетно-ролевые игры, дидактиче-ские, подвижные, игры-инсценировки, игры-драматизации.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских диалогов в таких играх необ-ходима соответствующая атрибутика – игрушечные телефоны, радио, телеви-зор, касса, микрофон и др.
Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в цве-точный магазин», «Интервью» и др.
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Для развития речи разработано много дидактических игр, в которые родители с детьми играют дома: «Мако-вое зернышко», «Факты», «Согласен, не согласен», «Что в чудесном ме-шочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан» и др.
Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить уме-ние адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, фор-мулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Кор-шун», «Краски», «Жмурки», «Король», «Кошка и мышка» и др.
В домашних играх – инсценировках и играх – драматизациях ребенок координирует игровые действия с партнером (членом семьи, упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр «Капитан», «Тим и Том», кукольный театр, игры с пением, хороводы, и др.
Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной ре-чью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, он по существу - основа развивающейся личности. Родителям следует помнить, что дети достигают больших успехов в развитии диалогиче-ской речи в условиях социального благополучия. Ваш ребенок должен чув-ствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребно-стям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.