Максимова Ирина Сергеевна
Консультация для родителей «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Беседа о детских страхах.
Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних.
Детские страхи
Причины детских страхов
Публикация «Консультация для родителей „Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является
воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником
невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского
возраста:
Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации –
основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно
поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы)
после укуса животным.
Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий
образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения
нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам
чужой тете».
Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство,
напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку.
Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство
тревоги, трансформирующееся в страх.
Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования
родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость,
постоянное ожидание беды формирует страхи.
Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия,
угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных
ситуаций, начинает бояться их повторения.
Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом
определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная
диагностика, продолжительное лечение.
Патогенез
Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями
психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный
процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее
полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3
года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи
детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью,
интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок,
тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию,
критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению,
поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок,
изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на
данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее
детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных
существ; школьный период – социальные страхи.
Прогноз и профилактика
Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов.
Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной
родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения
развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним
доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования,
применения физической силы, не показывать собственную тревожность и
опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение
подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора
и виртуальным играм в одиночестве.
Рисование – помогает ребенку снимать напряжение. Выплескивая на лист
бумаги свои переживания, страхи, тревоги, малыши таким образом
освобождаются от них. Рисунок – это еще и «телеграф», с помощью
которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии
ребенка, но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его
характера, поведения, эмоциональный мир.
Музыка в работе с тревожными детьми используется самыми разными
способами. Часто ее выбирают в качестве фона. Специально подобранные
произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие,
способствуют исчезновению внутренней напряженности. Музыка может
служить и отправной точкой для рассказа о своих ощущениях, чувствах.
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и
рождению настроений и образов.
Театр позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их
окружает, но и собственное существо. Помогает отыскать потерянные,
скрытые области своего Я и выразить их, а это, в свою очередь, способствует
формированию индивидуальности и уверенности в себе, которая очень
нужна тревожным детям. Театральное царство дает им возможность
испробовать новые способы существования и позволяет проявиться
подавленным областям своего Я- смелости, решительности, уверенности.
Сказки являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень
важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки
помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с которыми ему
приходиться сталкиваться. Слушая сказки, дети находят в них отголоски
собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного
героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.
Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами.
При работе с тревожными детьми игры с водой помогают снять мышечное
напряжение, расслабиться.
Игры с песком. Из песка можно построить предмет, который вызывает
страх, и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой.
И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать
любые сценки.
Займите ребенка интересным делом. Психика предназначена для активности,
поэтому, когда ребенку нечем заняться они, он возвращается к своим
переживаниям в том числе тревожным, и постепенно обрастают все новыми
негативными образами