Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Детская жестокость к животным»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще появляются новости о том как дети скрыто или демонстративно издеваются над животными. Казалось бы, тема актуальна только в неблагополучных семьях, но статистика указывает на то, что подобным поведением "отличились" и дети абсолютно нормальных семей.
Многое зависит именно от родителей и ближайшего окружения ребенка.
Сколько написано о том, какое сильное воздействие оказывает отвержение, жестокое обращение и насилие, пережитое ребенком в детстве!
Кто пережил насилие, сам может применять насилие в будущем.
Публикация «Консультация для родителей „Детская жестокость к животным“» размещена в разделах
Это могло быть физические, сексуальное насилие, которое происходило в семье, ребенка жестоко наказывали, унижали и т. д. Или это происходило в детском коллективе, когда дети постоянно подвергались буллингу, травле со стороны ровесников и т. д.
То есть, часто это действительно так, ребенок сам испытал жестокое обращение и затем может проявлять такую же жестокость к окружающим. По отношению к животным это сделать достаточно легко, потому что животные существа беззащитнее и гораздо слабее, чем сам ребенок. Если в семье возникают ссоры, или родители часто ругают ребенка, и дети могут «вымещать зло» на более слабых – животных.
Другая ситуация. Когда ребенок растет в атмосфере вседозволенности, нет разумных ограничений, правил поведения, то дети могут не задумываться о том, что кому-то причиняют боль, делают это намеренно.
А может, кто-то из взрослых в семье сам подает пример? Отец, не задумываясь, пнул ногой кота, бросил в собаку тяжелый предмет, когда та громкая лаяла… Дети повторяют наше поведение, принимая его за образец.
Я бы хотела обратить внимание еще вот на какой аспект.
А как мы, взрослые, реагируем на чувства детей? Особенно, когда дети злятся или пугаются. Как мы сами проявляем или не проявляем свои эмоции? Какой пример показываем нашим детям?
Ведь злость дана нам природой не просто так. И страх тоже. Они помогают обнаружить опасность, защитить себя.
Если мы наказываем детей физически, запрещаем проявлять злость, страх, то мы перекрываем гнев детей свои гневом. Своей силой. И получаем в ответ страх и спрятанную глубоко злость.
Но ведь эта злость не будет храниться внутри вечно. Она найдет выход. И часто в виде ответного агрессивного удара на тех, кто слабее и уязвимее. Например, животных.
И тогда наша обязанность, как родителей, которые уже имеют опыт справляться с трудными ситуациями, - помогать детям выражать их чувства.
Думаю, правильно будет сказать про «ответственность» взрослого человека за то, как он реагирует на поведение ребенка, проявление чувств. И это не только про родителей. Ответственность воспитателей в детском саду, учителей в школе, тренера, на спортивной площадке.
Необходимо помогать ребенку учиться понимать свои чувства, называть их правильно, выражать без вреда себе и окружающим. На своем примере, в первую очередь.
В этом могут помочь, например, самые разные техники арт-терапии: лепить с детьми из пластилина или песка, нарисовать свою эмоцию. Подойдут игры с водой. Пусть у ребенка будет игрушечное оружие, игрушки – хищные животные, с помощью которых можно выразить злость, гнев, раздражение или страх в игре. Все это способствует расслаблению и помогает безопасно выразить свои чувства.
Для детей постарше – обращайте внимание на чувства героев фильмов, мультфильмов или видео. Главное, не читать лекции, не говорить свысока, а беседовать по-дружески, высказывать свои идеи. «Слушай, мне кажется, что главный герой сейчас очень злится… похоже, что она просто в ярости из-за того, что… знаешь, я думаю, что герой испуган, потому что… а как ты думаешь?».
Родителям необходимо повышать свою психологическую грамотность, обращаться к специалистам, искать пути, как менять свое отношения к детям, менять стиль воспитания.
Важно также отличать детское любопытство от жестокости.
Здесь многое зависит от возраста, уровня знаний ребенка в целом. Если маленький ребенок 2-х лет дергает кота за хвост или усы, это далеко не всегда означает, что с ребенком что-то не так, он проявляет жестокость. Родителям важно объяснять ребенку понятным для него языком, что живые существа испытывает боль, если с ним обращаться неосторожно. Показать, как вести себя с животными, чтобы им не было больно.
Совсем другая ситуация, когда, к примеру, школьник провоцирует животное, намеренно дразнит, а затем поясняет свое жестокое поведение тем, что ему пришлось защищаться. Или когда ребенок, подросток регулярно, придумывает и воплощает все более жестокие действия по отношению к животному.
Да, здесь нужно обязательно обратить внимание и разобраться в причинах происходящего. Есть ситуации, когда поведение ребенка связано с его психическим состоянием. Важно вовремя такие нарушения обнаружить, если необходимо, лечить. А это уже вопросы к детскому психотерапевту, либо даже к детскому психиатру.