Федосеева Алеся
Консультация для родителей «Детская манипуляция»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Детская манипуляция»
Цель: развитие представлений о детской манипуляции, ее причинах и способах предупреждения
Манипуляция — это воздействие, которое ведет к исполнению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Виды манипуляции могут быть разными, однако выделяют чаще всего нижеприведенные:
Виды манипуляции
Публикация «Консультация для родителей „Детская манипуляция“» размещена в разделах
Осознанная (сознательная). Сознательный характер манипуляции подразумевает, что манипулятор отдает себе отчет в том, что он делает.
Неосознанная. Неосознаваемые манипуляции встречаются не менее (возможно, что и более) часто, чем осознаваемые. Предположим, что ваш ребенок захотел игрушку, но вы ему отказали. Он расстроился, заплакал, и вы, чтобы успокоить его, купили ему игрушку. Если такой "фокус" проделать несколько раз, то ребенок "научится" плакать, чтобы получить желаемое.
Виды манипуляции
Лингвистическая. Манипуляция посредством использования речи и слов
Поведенческая. Манипуляция в которой используются жесты, движения.
Причины детской манипуляции :
Недостаточное внимание. Отсутствие интереса к своей личности.
Сложившийся стереотип. Формирование модели манипулирования с детства «Ложку каши за папу…»
Подражание взрослым. Постановка взрослыми условия ребенку в виде согласия приобрести ему какую-либо вещь или разрешив что-то в обмен на послушание.
Давление со стороны взрослых. Страх ребенка перед неудачей, приводит к придумыванию недугов.
Поддержка бабушек и дедушек. Не секрет, что маленький провокатор начинает играть чувствами родителей, опираясь на одобрение более старшего поколения семьи.
Ниже приведены различные формы манипуляции, которые использую дети и взрослые. В левом столбике пример манипуляции, в правом форма. Попробуйте отгадать по примеру, какая форма используется.
Пример и Форма манипуляций
Р: «М-а-а-ам, ну мо-о-о-о-жно съесть еще одну-у-у-у конфтку?»
(Нытье)
Р: «Ты меня не любишь, ты плохая мама!» (Бьёт маму рукой)
(Физическая или словесная агрессия)
Р: «Я так скучал по тебе в садике, мамочка, все время плакал! Забери меня в следующий раз раньше».
(Мученичество)
Р: "Папочка, ты самый лучший, я тебя обожаю! Можно я пойду гулять?»
(Лесть)
Р: Мама, можно я пойду гулять до 10 часов вечера?
М: Я не разрешаю! Спроси папу.
Р: Папа, можно я пойду гулять до 10 часов вечера?
П: Да, иди.
(Просьба другого члена семьи. Игра в плохого и хорошего полицейского.)
Ситуация: Мама пришла после работы и накричала на ребенка за двойку по физкультуре. Ребенок обиделся и закрылся в комнате. Через время, маму начала мучить чувство совести, и она пошла извиняться. Ребенок принимает извинения и просит на выходных отпустить с ночевкой к другу.
(Выведение на эмоции. Знание детьми о цикличности действий и поведения родителей.)
П: Ты знаешь, где была твоя сестра вчера вечером?
Р: Не знаю, но могу узнать, если купишь новую куртку.
(Ябедничество. Раскрытие тайны родителя.)
М: Петя, не говори папе, что я съела весь торт.
Р: Не расскажу, но купи мне новую игру на приставку.
(Шантаж. Предупреждение о несообщении секрета.)
Ситуация: Ребенок первый раз приезжает в бабушке и дедушке, и сообщает: «Мама и папа всегда разрешают играть до утра в компьютер».
(Манипуляция жизненной ситуацией. Убеждение, что родные не сделали бы подобного по отношению к нему.)
Р: Если ты не повезешь меня летом на море, я перееду жить к бабушке, а с тобой общаться не буду.
(Запугивания. Постановка ультиматума. На отказ ребенок с такой моделью поведения истерит и агрессирует.)
Р: Если ты не купишь мне шоколадку, я буду кричать на весь магазин
(Вымогания. Закатывание истерик в общественных местах, перед большим количеством людей.)
Для любой формы манипуляции можно использовать различные приемы во взаимодействии с детьми и подростками. В противостоянии манипуляции можно использовать следующие приемы:
1. Игнорирование провокаций. Спокойный родитель — эмоционально здоровый ребенок.
2. Личный пример. Необходимо четко показать детям, что хорошо, а что плохо.
3. Отказ от сравнения. Если постоянно ребенка сравнивают с кем-то в негативном ключе, это может вызвать детскую манипуляцию как фактор самозащиты и поиска любви близких людей.
4. Пресечение истерик. При этом ребенок будет капризничать максимум пять минут, потому что его несформировавшаяся личность не выдержит мудрых аргументов взрослых.
5. Серьезный разговор со старшим поколением семьи. Решить проблему при двойных стандартах воспитания ребенка.
6. Отказ от лжи. Родительский пример – лучший пример. Если родитель не использует средства манипуляции, то и ребенку не к чему их использовать.
Любую трудность, которая возникает в процессе воспитание детей проще предупреждать, чем находить выходы после случившегося факта. Поэтому и манипуляцию проще не провоцировать, чем находить способы борьбы с ней. Способы предупреждения возникновения манипуляции :
Обоснование запрета. Взрослые должны четко обозначить ограничения некоторых действий, объясняя при этом детям все спокойно и доступно.
Равновесие запретов и разрешений. Нельзя позволять своему потомству буквально все, но и без заслуженного поощрения появляется риск возникновения манипуляции ребенка родителями.
Определение обязанностей. Ребенок должен четко знать, что он должен делать.
Совместный досуг. Нехочухе некогда будет строить коварные планы насчет родителей, если они будут проводить с ним свое свободное время.
Постоянство в требованиях. Если взрослые целенаправленно говорят, что это делать нельзя, то у ребенка может отпасть интерес к получению желаемого.
Приемам манипулятивного поведения дети учатся с самого раннего девства, когда понимают – «Если я кричу, то ко мне подходит мама». Такое поведение формируют родители, которое приводит к разрозненности отношений, потребительству и недоверию. А этого можно избежать при помощи общения, внимания и любви.