Руфия Скорова
Консультация для родителей детей смешанной ранней группы «Узнаём самооценку малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Воспитатель МАОУ ДС №80 "Песенка" Скорова Р. Я.
Самооценка - то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Публикация «Консультация для родителей детей смешанной ранней группы „Узнаём самооценку малыша“» размещена в разделах
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!". Взрослые не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи.
Самооценка — это также значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности.
На самооценку влияет большое количество факторов, зачастую она формируется еще в детстве. Взрослые, друзья, братья и сестры, родители и даже средства массовой информации посылают нам положительные и отрицательные сообщения о нас самих и нашем поведении.
Когда у нас здоровая самооценка, мы склонны позитивно относиться к себе и к жизни в целом. Это позволяет нам лучше справляться с жизненными взлетами и падениями. Человек со здоровой самооценкой уверен в собственных силах и своем потенциале, он адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны, ему легче устанавливать связи с другими людьми и добиваться своих целей.
Неблагоприятный детский опыт, в том числе резкая критика, также может способствовать развитию низкой самооценки.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Предлагаем следующий алгоритм формирования адекватной самооценки ребенка :
- не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет
доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что и другие могут быть в чем-то лучше его;
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Предлагаем следующие простые игры, позволяющие выявить самооценку малыша.
"Имя" (Н. В. Клюева, Н. В. Касаткина)
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша.
Спросите, почему нравится или нет имя. Это позволит узнать о восприятии и принятии имени ребенком. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
"Проигрывание ситуаций" (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина).
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
Мама принесла 3 банана, тебе и соседу. Как ты поделишь их? Почему?
Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
"Я - король!"
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» - 7 минут.