Вера Ткачёва
Консультация для родителей детей с ТНР «Домашнее задание»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей группы комбинированной направленности для детей с ТНР на тему :
«Домашнее задание –
как средство преодоления речевых нарушений»
Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.
Задачи :
• Показать родителям значимость и важность выполнения домашних заданий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.
Публикация «Консультация для родителей детей с ТНР „Домашнее задание“» размещена в разделах
• Познакомить родителей с правилами организации выполнения домашнего задания.
• Познакомить с правилами по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Ход проведения:
Слайд 1
1. Организационный этап.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Рада приветствовать Вас на родительском собрании, на котором предлагаю обсудить такой вопрос: «Домашнее задание – как средство преодоления речевых нарушений».
Слайд 2
На основании заключения ТПМПК ребёнок с нарушением речи поступает в логопедическую группу, где с ним начинают работать учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты.
Многие родители считают, что если ребёнка зачислили в логопедическую группу, то все проблемы решены. Как правило по мнению родителей вся работа возлагается на логопеда. Можно услышать такой вопрос «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?»,
Часто возникают такой вопрос, когда родители слабо понимают важность коррекционного процесса обучения.
Самый благодатный период для преодоления речевых нарушений – это дошкольный возраст (до 7 лет). Именно в этом возрасте происходит становление и овладение речью. Важно не упустить его и вовремя начать исправление.
Слайд3
Для преодоления речевых нарушений, необходима тесная взаимосвязь учителя-логопеда и родителей. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является домашнее задание. А именно логопедическая тетрадь.
Слайд 4
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье?
Слайд 5
Организовать занятия с ребёнком дома, ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты, чтобы сесть с ребёнком за стол, выполнить гимнастику для языка, проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения.
Часто родители сталкиваются с такой трудностью, как нежелание ребенка выполнять упражнения.
В такой ситуации, необходимо заинтересовать ребенка. Стараться проводить занятия в игровой форме.
Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая игрушка тоже может побеседовать с ребёнком.
Если систематически выполнять домашнее задания, у ребенка сформируется привычка заниматься.
Слайд 6
Каково же значение логопедического домашнего задания?
4. Домашние задания помогают закрепить материал, изученный на занятиях, и научить ребенка пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи.
5. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
6. Если не выполнять задания, не повторять артикуляционные упражнения регулярно, то будет происходить регулярный «откат» к прежнему состоянию речевого развития.
Слайд 7
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.
1) Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради с родителями в течение 15–20 минут.
2) За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.
3) Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.
4) Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
Слайд 8
На протяжении времени коррекционной работы, вам для домашнего задания были предложены такие формы:
1. Задание на развитие артикуляционной моторики - артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку определенных положений языка, губ, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков, развитие подвижности и укрепление мышц органов речевого аппарата.
Выполняется обязательно регулярно, перед зеркалом в течении 5 минут.
Слайд 9
2. Задания на автоматизацию поставленного звука, дифференциацию.
Автоматизация – это введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Поставленный звук еще очень хрупкий, поэтому если дома с ребенком не заниматься, звук без подкрепления может быстро разрушиться. И тогда мне снова приходится заниматься постановкой.
Предлагаются задания на закрепление звука в слогах, словах, предложениях, связной речи. Также в чистоговорках, называния слов по картинке, заучивание считалок и стихотворений.
Дифференциация – это различение звуков, схожих по каким-либо признакам.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задания на повторение слогов, сходных по какому – либо признаку. Повторение слов паронимов (бочка-почка) для развития фонематического восприятия.
Слайд 10
3. Лексико-грамматические упражнения: необходимы для того, чтобы уточнить и расширить словарь детей, научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Развивать умение словоизменять слова «дом, дома», словобразовывать «лес, лесной, лесник», согласовывать слова числительных с существительными «один козленок, два козленка, пять козлят», образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (т. е назвать ласково) «стол-столик», «окно-окошечко».
Слайд 11
4. Задания по развитию фонематического слуха, закреплению навыков звукового анализа и синтеза.
Предлагаю закрепить изученный материал: «гласный звук» и «согласный звук», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», выделение звука из слова (начало, конец, середина, определение последовательности, количества звуков в слоге, слове, составление звуко-слоговой схемы слов. Умение считать слоги. Делить слова на слоги.
Слайд 12
5. Упражнения и игры на отработку слоговой структуры слова.
Задачи :
• Проговаривать слова по степени сложности (односложные слова – состоящие из одного слога «дом», двусложные слова – состоящие из двух слогов «роза», трехсложные слова – из 3 слогов «молоко» ит. д, слова со стечением согласных -торт, герб)
Слайд 13
6. Задания на развитие связной речи.
Это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т. д.
Слайд 14
7. Задание на развитие направленной воздушной струи - дыхательная гимнастика.
Дыхательной гимнастикой называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания.
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Она также важна и необходима для развития красивой речи, как и артикуляционная.
Слайд 15
Мастер – класс
по изготовлению тренажёра «Жучки» для развития дыхания и выработки воздушной струи.
Цель: создание условий для практического взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Задачи :
Научить родителей некоторым приёмам развития правильного речевого дыхания.
Расширить представление о значении правильного речевого дыхания.
Упражнять в применении приёмов развития правильного речевого дыхания.
Оборудование: ножницы, жгуты, ламинированные картинки насекомых, салфетки, дырокол.
Слайд 16
Итог:
- Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад должны работать вместе.
Вот и закончилась наша встреча!
Я буду рада, если вы прислушаетесь к моим советам и будете активными помощниками своим детям на пути к правильной речи.
Слайд 17
Спасибо за внимание!