Любовь Васильевна Белокобыльская
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем с песком дома и на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ в нашем детском учреждении появилась впервые.
Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Консультация для родителей детей с ОВЗ „Играем с песком дома и на улице“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.
Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского учреждения становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная терапия.
Цель данной консультации, познакомить родителей с песочной терапией, рассказать о важности развития эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ, для расширения его представлений об эмоциях, «проигрывание» во время игр, разнообразных жизненных ситуаций. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. «Самая лучшая игрушка для детей-кучка песка» (К. Д. Ушинский). А совместная игра родителей с ребенком, способствует гармонизации детско-родительских отношений и повышению компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития своего ребенка. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком используются в качестве средства стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, а также для повышения познавательной активности.
В домашних условиях можно использовать подносы для песка, таз, деревянные песочницы. Песок должен быть чистым, просеянным (прокаленным в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть емкости, ящика. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта». Рядом вода для смачивания песка.
Можно использовать цветной песок, кинетический песок.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений можно использовать музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка.
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка.
1. Цель песочной терапии:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.
Снижение психофизического напряжения.
Актуализация эмоций.
2. Задачи пескотерапии :
- релаксация, снятие мышечной напряженности;
- развитие зрительно – пространственной ориентировки;
- концентрация внимания, развитие памяти;
- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
- развитие рефлексии (самоанализа) ребенка;
- развитие творческих (креативных) способностей;
- формирование позитивной коммуникации.
Не рекомендуется в случаях, когда:
- уровень тревожности ребенка очень высок;
-есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
-есть кожные заболевания, порезы на руках.
Для игр с песком, желательно иметь специальный песок, коллекцию мелких игрушек, деревянные трафареты и гребни, лопатки, кисточки, счетные палочки и т. д. Также можно использовать различный бросовый материал (камешки, шишки, веточки, пуговицы и т. п).
Работа с песком-искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Обговорить с ребенком то, чего делать нельзя. Например, не рассыпать песок, не бросаться песком, не брать песок и пальцы рук в рот во время игры.
Давайте разберем несколько упражнений для знакомства ребенка с песком :
Упражнение 1
Поскользить ладонями по песку линейно, зигзагообразно, круговыми движениями, ладонью, ребром ладони и тыльной стороной руки.
Упражнение 2
Набрать песок в ладони и высыпать его тонкой струйкой. Сделать это сначала правой, затем левой рукой, затем обеими руками одновременно.
Упражнение 3
Закопать ладони в песок и потом «найти» их. Задается вопрос «куда делись наши ручки?», а затем показать радость от того, что ручки найдены «вот они!».
Представляю вашему вниманию несколько упражнений на развитие мелкой моторики:
Упражнение 1
Взаимодействие ребенка с песком : сжать, затем разжать кулак с песком, захватить песок в щепотку и разжать, насыпать дорожки из песка, перебирать песок мелкими движениями пальцев, перетирать песок между ладонями и т. д.
Упражнение 2
Отыскивать наощупь в песочнице мелкие предметы (игрушки, пуговицы, бусины, камешки, макаронины и т. д.)
Упражнение 3
Рисование на песке.
Упражнение на развитие пространственных представлений
«На ферме»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Материалы: стол или емкость с песком, фигурки животных и героев.
Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания) : «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, идя в гости к животным. Инструкция: «Мы идем в гости к барашку. Где живет барашек? В каком углу песочницы? Кто живет рядом с барашком? (Ребенок перемещается к животному, расположенному по соседству с барашком) Кто живет радом с киской? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Аналогичным образом выполняются игры-задания: «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье). В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных или растений
Упражнение на развитие коммуникативных навыков и навыков общения «Рисование в паре»
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.
Ход игры: В паре с ребенком предлагается изобразить с помощью песка определенное время года (либо по одной, знакомой им, эмоции). Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно будет рисовать каждый из них. По завершении рисования предлагается словами передать сюжет своего рисунка. Так же можно предложить отгадать две загадки. Рассуждать они могут вместе, но окончательный ответ каждый из них должен нарисовать самостоятельно, предварительно договорившись, что именно будет рисовать каждый.
Упражнение на развитие познавательных процессов и воображения «Загадки»
Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики; коммуникативных навыков.
Ход игры: Ребенку предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:
- это фрукт;
- растет на дереве;
-бывает зеленым, желтым, красным; бывает кислым и сладким;
-можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пироги.
Затем ребенок должен, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку на песке.
Упражнения на развитие различных видов памяти:
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.
Ход игры: Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого попросить разложить предметы по памяти в песочнице.
В песочнице разложены предметы. После того, как ребенок отворачивается, поменять предметы местами, и попросить разложить их в предыдущей последовательности.
Дорожки. Начинаем с простых коротких прямых линий, затем переходим к ломаным, прерывистым, волнообразным, удлиненным линиям.
Заборчики, которыми можно огораживать все, что лежит в песочнице.
Лесенки. Помогут научиться совмещать горизонтальные и вертикальные линии.
Следы. Можно предложить оставить на песке следы своих рук, либо различных животных, например, следы слона и паука. Затем, развивая еще и воображение детей, можно предложить оставить следы несуществующих животных.
Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную готовит ребенка к овладению письмом.
По окончании игры, ребенка следует похвалить, спросить, какие из сегодняшних упражнений ему понравилось больше всего. При необходимости объяснить, что сегодня он узнал много нового и теперь ему следует передохнуть. Так же можно привлекать детей к процессу сбора игрушек и уборке рабочей зоны. После работы с песком следует тщательно вымыть руки.
Игры с песком — это тактильные ощущения, релаксация, снятие зажимов и напряжения. В одной игровой локации воздействие идет сразу на три анализатора: зрительный, тактильный и слуховой.
По моему мнению, игры с песком являются очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. познавательные игры помогают детям в изучении многообразии окружающего мира, развивают воображение, фантазию и творческие способности ребенка. Они вызывают положительные эмоции у детей и помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально, открывая новые перспективы для детей с ОВЗ.
Я считаю, что роль игр с песком в жизни ребенка велика. Маленький ребенок, впервые оказавшись в одной песочнице с другими малышами, может показать родителям особенности своего поведения во взаимоотношении со сверстниками. Например, со стороны, наблюдая за ребенком, можно увидеть его излишнюю агрессивность или робость по отношению к другим детям. Такие наблюдения могут стать «полезными» для родителей и послужить основой для дальнейших размышлений о системе воспитания.