Зейтулаева
Консультация для родителей детей раннего возраста в период адаптации «Успешная адаптация»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад - это первый шаг в общество,импульс к развитию знаний ребёнка о поведении в обществе.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Ребенок.
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста в период адаптации „Успешная адаптация“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к Детскому саду сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Причины, которые вызывают слезы у ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
• Избыток впечатлений. В Детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае?
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым!
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это формирует мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога малыша не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка:
• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму Детского сада.
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к Детскому саду.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в садике, повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Трудности с которыми могут столкнуться родители, отдавая ребёнка в Детский сад:
• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
• сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к Детскому саду – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Желаем Вам успеха в преодолении адаптационного периода!
Игра - наш помощник!
Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к родителям и воспитателю.
Предлагаю Вам несколько интересных игр с детьми 1,5 - 2 лет в период адаптации к условиям детского сада.
Язык животных.
Маленькие дети любят разговаривать на языке животных, и эта игра поможет им разобраться, как «разговаривает» то или иное животное.
Лучше всего начать с двух-трёх животных.
- Как говорит собачка? Гав-гав.
- Как говорит котик? Мяу-мяу.
- А Рыбка?
Рыбка только рот открывает. (Покажите, как она это делает.)
В следующий раз начните с уже знакомого ребёнку животного, например собачки или кошки, и добавьте нового зверька. Ещё лучше предварительно посмотреть картинки в книжке.
Всегда заканчивайте рыбкой. Известная концовка внушает ребёнку чувство уверенности и безопасности.
Скок-поскок.
Этот стишок, сопровождаемый действиями, помогает развивать речевые навыки ребёнка:
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыгайте подобно зайцу.)
Скок-поскок, стоп.
Я так устал, я так устал. (Зевните.)
Лягу на бочок. (Ложитесь на ковёр.)
Перестав прыгать, спросите у ребёнка, почему зайчик так устал?
Поговорите о том, где был зайчик, что он так устал, - во дворе, в кустах, в саду, на полянке.
Учите своего малыша новым словам, и вы не успеете оглянуться, как он сочинит собственное стихотворение.
Вверх и низ.
Сядьте с малышом на пол (ковёр).
Постройте башню из 3-4 кубиков.
Поместите на верху башни небольшую игрушку и скажите: «Игрушка наверху».
Теперь сбросьте игрушку к основанию башни и скажите: «Игрушка внизу».
Повторяйте игру, представляя малышу самому сбрасывать игрушку вниз.
Важные ударения.
Короткие песенки и потешки – отличное средство развития речи и подготовки к чтению.
Выберите из известных Вам стихов и песенок те, в которых ударение ставится на первое слово каждой строчки, и рассказывайте их ребёнку.
Возможные варианты:
- «Два весёлых гуся»;
- «Ладушки»;
- «Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор»;
- «Солнечный круг»;
- «Ваня, Ваня-простота…» и т. д.
Классическая музыка.
Время от времени слушайте со своим ребёнком классическую музыку.
Танцуйте под музыку и побуждайте малыша повторять за Вами.
Очень хороший выбор – «Полёт шмеля». Это произведение в быстром темпне даёт возможность притвориться жужжащим шмелём, летающим по комнате.
Тихую и спокойную музыку хорошо слушать перед сном.
Вот некоторые рекомендации в помощь:
- «Голубой Дунай» (Штраус) – заразительная музыка, под которую хочется танцевать;
- «Карнавал животных» (Сен-Санс) – музыка, передающая голоса и повадки разных животных;
- увертюра к «Вильгельму Теллю» (Россини) – живая, хорошо запоминающаяся музыка;
- «Щелкунчик» (Чайковский) – отличная музыка для театрализованных представлений;
- «Лунный свет» (Дебюсси) – музыка для вечернего прослушивания.