Александра Гуменюк
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников»
Конспект родительского собрания педагога-психолога с родителями дошкольников. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.
Автор: Гуменюк Александра Александровна педагог-психолог МДОУ «Детский сад №2».
Публикация «Консультация для родителей детей дошкольного возраста „Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников
Скоро ваш ребенок отправится в школу. Этой осенью он переступит ее порог. В стремлении помочь ему сделать этот шаг родители порой забывают о простой истине: образование делает ребенка умным, но счастливым делает его душевное, разумное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников и чувствовать себя в школе комфортно.
Хочет ли ребенок в школу?
Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:
* Хочешь ли ты идти в школу?
* Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
* С кем лучше учиться – в школе с учителем и детьми или дома с мамой?
* Что делает учитель в школе?
* Для чего нужны парты и звонок в школе?
Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых моментах своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. Но предупреждения о предстоящих неприятностях — это недопустимо. В некоторых ситуациях это может иметь успех, но отдаленные последствия всегда плачевны.
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи:
Когда ваш ребенок оказывается в игре последним и демонстративно отказывается играть дальше, помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще раз, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не только выигрыш.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений:
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль, ведь он стремится подражать вам во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе:
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите его внимательно относиться к своим нуждам и естественно сообщать о них взрослым. Например, позвольте ему самостоятельно сделать заказ на прогулке или спросить в поликлинике, где находится туалет, или самостоятельно занять очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в повседневной жизни:
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите его самостоятельно раздеваться, вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Постепенно перекладывайте на него больше ответственности, чтобы он чувствовал себя уверенно и компетентно.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения:
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного обеда или планировании семейного досуга на выходные. Пусть он сам выбирает блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Приучайте его считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком:
Используйте ежедневные задачи для обучения ребенка. Если он помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. В продуктовых магазинах развивайте его внимание и память: попросите его положить в корзину три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба, озвучив просьбу в спокойном темпе. Это способствует развитию ответственности.
Когда ребенок помогает накрывать на стол, попросите его поставить четыре глубокие тарелки и положить ложку справа от каждой. В процессе задайте ему вопрос, сколько ложек ему нужно.
Попросите ребенка перед сном вымыть руки, повесить полотенце и выключить свет в ванной. На улице или в магазине обращайте его внимание на надписи, объясняя их значение. Считайте деревья, шаги и машины вместе.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность:
Обращайте внимание ребенка на природу: первые весенние цветы, краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое и самое высокое животное. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Ведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать, открыто переживая с ним повседневные события. Это поможет его любознательности перерасти в радость учения.
13. Нужно ли наказывать ребенка за отсутствие успехов в обучении?
Наказывать за отсутствие успехов не рекомендуется, ведь первоклассник только начинает учиться. Можно наказать за непослушание, но не трудом или лишением прогулки и игры. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Вдохновляйте ребенка уверенностью в своих силах, подбадривайте его и подсказывайте, как лучше выполнить задание. Хвалите за маленькие успехи, и вам не придется думать о наказании. Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова нужны и вам, и ребенку.
Ни в коем случае нельзя:
* Пугать ребенка школой. Избегайте фраз типа: «Вот в школе тебя научат!» или «Там тебя поставят на место!»
* Подрывать авторитет учителя и реагировать скептически на слова ребенка: «А Мария Ивановна нам сказала.»
* Делать домашнее задание за первоклассника вместо того, чтобы делать его вместе с ним.
* Считать плохие оценки приговором для всех способностей ребенка.
* Воспитывать, когда вы раздражены, устали или плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.
Помните, сейчас вашему ребенку как никогда нужна ваша поддержка!
Критерии готовности ребенка к школе
Физическая готовность:
* В первый класс принимают детей седьмого или восьмого года жизни на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
* Дети седьмого года жизни должны быть не младше шести с половиной лет к 1 сентября. Те, кто не достиг этого возраста, продолжают обучение в детском саду.
Нравственная готовность:
* Умение строить отношения с учителем и общаться со сверстниками.
* Вежливость, сдержанность и послушание.
* Отсутствие заниженной самооценки.
* Не сравнивайте достижения вашего ребенка с другими детьми и не заставляйте работать только ради оценки. Хвалите за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
* Желание учиться и получать знания.
* Умение слушать учителя и выполнять его задания, даже если они не всегда интересны.
* Легкость в общении с детьми и взрослыми, отсутствие агрессии, умение признавать авторитет взрослых.
* Определенный уровень развития мышления, памяти и внимания.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
* Уверенное владение карандашом и ножницами.
* Умение определять направления: вверх, вниз, вперед, назад, слева, справа.
* Координация глаз и рук (умение правильно рисовать фигуры по образцу).
* Способность находить сходства и различия предметов, объединять их в группы.
* Удержание внимания на задании в течение 15-20 минут.
* Способность запоминать материал, связывая его с конкретными символами (слово-картинка или слово-ситуация).
Мыслительная готовность:
* Развитие мышления и речи.
* Умение строить простые рассуждения с использованием слов: «потому что», «если, то», «поэтому».
* Задавание вопросов. Мышление начинается с вопроса.
* Владение монологической речью (умение пересказывать).
* Понимание и правильное употребление предлогов и понятий: выше, ниже, на, над, под, впереди, сзади, ближе, дальше, лево, право и т. д.
Важен не объем знаний, а их качество:
* Развивайте речь, а не просто учите читать; развивайте мелкую моторику руки, а не просто учите писать.
* Дошкольнику нужно общаться со сверстниками и взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить и фантазировать.
* Чем больше ребенок знает о школе и новой жизни, тем легче ему будет адаптироваться.
* Постепенно соотносите режим дня ребенка с режимом школьника.
* Учите ребенка понимать ваши инструкции и требования, которые должны быть четкими, доброжелательными, краткими и спокойными.
* Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе.
* Проверяйте зрение и слух ребенка перед школой и во время учебы.
Всего доброго!