Тамара Федоренко
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время увеличилось число детей с речевой патологией. Исследователи отмечают, что у 60 процентов детей есть проблемы с речью. То есть у двух детей из трех. Это данные по России. Причем большая часть детей имеет неврологическую симптоматику. А это значительно осложняет процесс коррекции, то есть устранения речевых дефектов, и удлиняет сроки работы по преодолению этих нарушений.
Когда говорим о речевой патологии мы подразумеваем состояние звукопроизношения, развитого фонематического восприятия и фонематического слуха, уровень развития лексико-граматическогостроя и связной речи.
Публикация «Консультация для родителей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов (будь то звукопроизношение или фонематический слух) говорит о недоразвития или о нарушении речи.
Часто можно услышать от родителей : "Мой ребенок все звуки произносит правильно, зачем его направляют к логопеду?" Да, бывает и так, что у ребенка звукопроизношение в пределах нормы, а фонематическое восприятие или фонематический слух сформированы недостаточно. В дошкольном возрасте это может не бросаться в глаза. А при обучении в школе у ребенка возникнут сложности с письменной речью: пропуски и перестановки букв и слогов, замены букв и т. д. А это, несомненно, будет мешать освоению школьной программы и значительно снизит школьную мотивацию.
Следует отметить так же, что в коре головного мозга речевой центр находится рядом с моторным центром. А это говорит о том, что чем лучше развита у ребенка моторика (движения, тем лучше его речь. Если ваш ребенок не проползался или ползал неправильно, это повлияет на его речевое развитие. Если он не умеет прыгать (на двух ногах, только на левой ноге, только на правой ноге, перепрыгивать через предметы, прыгать с "кочки" на "кочку" и т. д., не умеет лазать (по горизонтальной, наклонной и вертикальной поверхности, бегать с разной скоростью, со сменой темпа (медленно - быстро, в разном направлении, реагировать на сигнал "стоп" во время бега и т. д., не умеет играть с мячом (подбрасывать его, ловить, отбивать и т. д., это явные симптомы, которые приведут к проблемам в речи.
Следует отметить так же, что в коре головного мозга речевой центр находится рядом с моторным центром. А это говорит о том, что чем лучше развита у ребенка моторика (движения, тем лучше его речь. Если ваш ребенок не проползался или ползал неправильно, это повлияет на его речевое развитие. Если он не умеет прыгать (на двух ногах, только на левой ноге, только на правой ноге, перепрыгивать через предметы, прыгать с "кочки" на "кочку" и т. д., не умеет лазать (по горизонтальной, наклонной и вертикальной поверхности, бегать с разной скоростью, со сменой темпа (медленно - быстро, в разном направлении, реагировать на сигнал "стоп" во время бега и т. д., не умеет играть с мячом (подбрасывать его, ловить, отбивать и т. д., это явные симптомы, которые приведут к проблемам в речи.
Часто родители спрашивают, почему в последнее время так много речевых дефектов, причем сложных? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Но точно могу сказать, что сидение за телевизором и компьютером, ограничивающих движение детей (в прямом смысле, когда дети мало двигаются) и их общение (со сверстниками и взрослыми, делают свое неблагодарное дело. Вспомните время, когда не было телевизоров и компьютеров. Чем занимались дети? Они посещали кино, театры, играли в подвижные игры, т. е они общались и двигались. И речевых дефектов было меньше. Да и не такие сложные они были.
Влияет на развитие речи и умение правильно дышать. При неправильном дыхании, часто поверхностном, у ребенка не хватает воздуха на произнесение целой фразы. Поэтому речь становится прерывистой, немодулированной. Следовательно, нужно работать по развитию силы голоса и развивать речевое дыхание.
И если вы заинтересованы, чтобы ваш ребенок не попал в разряд логопатов, и чтобы не пришлось исправлять дефект, начните работу по предупреждению речевых нарушений. А это, уверяю вас, легче, чем переучивать ребенка заново.