Басова Алена Владимировна
Консультация для родителей «Что такое аутизм?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя.
Выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; эмоциональная сфера.
Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое аутизм?“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма.
Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа и определенных ритуалов.
Захваченность артистическими интересами. Дети с этой формой аутизма отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы других, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для них характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.
Портрет аутичного ребенка
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать маму, но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.
В более старшем возрасте аутичные дети также кажутся безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми.
От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении.
Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет.
Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом.
Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму.
Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть частично одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать.
Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи. Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми.
Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним.
Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей овладевают навыками одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок.
Как помочь аутичному ребенку (рекомендации для родителей)
Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому необходимо изучить особенности развития аутичных детей вообще и своего ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему и выбрать основные направления и формы работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родителям следует быть очень осторожными и деликатными, общаясь с ребенком.
Итак,
Принимайте ребенка таким, какой он есть;
Всегда исходите из интересов ребенка;
Строго придерживайтесь определенного режима и ритма жизни;
Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность);
Научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;
Чаще присутствуйте в группе или классе, где занимается ваш ребенок;
Как можно чаще разговаривайте с ним;
Обеспечьте комфортную обстановку для общения и обучения;
Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.);
Избегайте переутомления ребенка.
Помните, что каждый аутичный ребенок уникален сам по себе. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов к ним всегда можно подобрать ключик, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.