Приложение МААМ

Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребенка»

Зиля Абхаликова
Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детских садов. Воспитателями делается большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает очень большой интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Она может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится организованная образовательная деятельность. В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. д. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Ведь что только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Публикация «Консультация для родителей „Как развивать любознательность ребенка“» размещена в разделах

А можно организовать детское экспериментирование прямо у себя дома. Для этого не требуется больших усилий, нужно только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т. п.

А еще эксперимент можно провести, например, когда ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте сразу. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Но так как исследовательская деятельность ребенка имеет необыкновенно широкий диапазон, настолько безгранична и так сильно проявляется, что часто доставляет много неудобств родителям, которые неосознанно начинают препятствовать ей, чтобы добиться послушания от ребенка и избавиться от хлопот. Но если родители поощряют исследовательскую деятельность и стремление ребенка узнавать новое, то в будущем он всегда будет самым примерным и прилежным учеником.

Для того чтобы укрепить желание исследовать, думать и учиться, взрослым (родителям, педагогам) необходимо соблюдать некоторые принципы воспитания. Необходимо примириться с активностью ребенка и, когда он что-либо исследует, не ругаться, а сохранять спокойствие и понимание, что это свойственно всем детям. Маленького ребенка окружает огромный мир неизвестных предметов, и ему просто необходимо определить их свойства, выявить их различия, понять законы природы, определить взаимосвязь. Вокруг так много всего, и ребенку хочется все это познать. Он вносит в жизнь много неудобств, беспорядок и хаос. Малыш то вытащит цветок из горшка, чтобы узнать, как он там сидит; то сорвет цветок, чтобы понять, как он там приклеился; то откроет кран, чтобы увидеть, как льется вода на пол. Он проводит эксперименты «Что произойдет, если?». Конечно, если ковер и уют дороже, чем развитие ребенка, и, защищая чистоту и порядок, родители стремятся наказать или отругать ребенка, значит, они губят его исследовательский порыв. Просто его действия нужно направить в желаемое русло, не подавляя инстинкта познания. Если ребенок играет с водой, то дайте ему две кружки: пусть переливает из одной в другую. Или покажите, куда вода должна литься, а куда не должна. Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, постоянное стремление к эксперименту. 3адача взрослых – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Ребенку присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребенок во время проведения опытов, запоминаются надолго.

То есть, одним из факторов развития любознательности ребенка является понимание взрослыми естественной потребности ребенка в познании и принятие этой потребности. Старайтесь отвечать на все вопросы терпеливо и честно. Для этого слушайте ребенка и не пропускайте его вопросов даже тогда, когда он сотый раз на дню спрашивает одно и то же и уже нет сил отвечать на бесконечные «Почему?» или «Что это?». Содержание детских вопросов весьма разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о природе, о явлениях общественной жизни, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д. В основе детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Вопросы возникают у ребенка при непосредственном ознакомлении с какими – либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

Наибольшее количество вопросов задают дети в возрасте пяти лет. А в старшем дошкольном возрасте количество вопросов начинает уменьшаться. Почему? Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают недовольство по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!». В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с его исследованиями. Если его интересная работа еще не закончена, не торопитесь все выбрасывать, даже если пришло время сна или обеда.

Пусть обучение станет естественным жизненным процессом и ненавязчиво сопровождает вашего малыша во всем и везде. Оно должно быть похоже на игру, интересную и увлекательную. Играйте с детьми! Помогайте ребенку понять, что и как. Это будет полезно и вам, и вашему ребенку!

Публикации по теме:

«Как развивать у детей 4–5 лет представления о величине». Консультация для родителей Величина - это такое качество предметов, по которому они сравниваются друг с другом. Зачем нужны знания о величине? С одной стороны знания.

Консультация для родителей «Как слушать ребенка?» Многие родители задаются вопросом: " Как понять о чем говорит ребенок?" 1. Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно,.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» Консультация для родителей ранней группы "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать" "Источники способностей и дарований детей.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к зарядке?» В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых - родителей, воспитателей,.

Консультация для родителей. Как развивать речь и мышление у детей от годаКонсультация для родителей. Как развивать речь и мышление у детей от года Наверное каждая мама задумывается над тем как развивать речь и мышление у годовалого малыша. Какие игры можно провести дома и как правильно.

Консультация для родителей. Как развивать речь ребенка КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? «Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или.

Консультация для воспитателей «как развить любознательность у детей дошкольного возраста» Автор: Шувалова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 83 г. Россошь Консультация для воспитателей «Как развить любознательность у детей.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Как развивать ребенка, играя» Цель: систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: Укреплять взаимодействие педагога детского сада с.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребенка»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 08:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Зиля Абхаликова (УИ 856003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД