Зиля Абхаликова
Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детских садов. Воспитателями делается большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает очень большой интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Она может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится организованная образовательная деятельность. В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. д. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Ведь что только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать любознательность ребенка“» размещена в разделах
А можно организовать детское экспериментирование прямо у себя дома. Для этого не требуется больших усилий, нужно только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т. п.
А еще эксперимент можно провести, например, когда ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте сразу. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Но так как исследовательская деятельность ребенка имеет необыкновенно широкий диапазон, настолько безгранична и так сильно проявляется, что часто доставляет много неудобств родителям, которые неосознанно начинают препятствовать ей, чтобы добиться послушания от ребенка и избавиться от хлопот. Но если родители поощряют исследовательскую деятельность и стремление ребенка узнавать новое, то в будущем он всегда будет самым примерным и прилежным учеником.
Для того чтобы укрепить желание исследовать, думать и учиться, взрослым (родителям, педагогам) необходимо соблюдать некоторые принципы воспитания. Необходимо примириться с активностью ребенка и, когда он что-либо исследует, не ругаться, а сохранять спокойствие и понимание, что это свойственно всем детям. Маленького ребенка окружает огромный мир неизвестных предметов, и ему просто необходимо определить их свойства, выявить их различия, понять законы природы, определить взаимосвязь. Вокруг так много всего, и ребенку хочется все это познать. Он вносит в жизнь много неудобств, беспорядок и хаос. Малыш то вытащит цветок из горшка, чтобы узнать, как он там сидит; то сорвет цветок, чтобы понять, как он там приклеился; то откроет кран, чтобы увидеть, как льется вода на пол. Он проводит эксперименты «Что произойдет, если?». Конечно, если ковер и уют дороже, чем развитие ребенка, и, защищая чистоту и порядок, родители стремятся наказать или отругать ребенка, значит, они губят его исследовательский порыв. Просто его действия нужно направить в желаемое русло, не подавляя инстинкта познания. Если ребенок играет с водой, то дайте ему две кружки: пусть переливает из одной в другую. Или покажите, куда вода должна литься, а куда не должна. Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, постоянное стремление к эксперименту. 3адача взрослых – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Ребенку присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребенок во время проведения опытов, запоминаются надолго.
То есть, одним из факторов развития любознательности ребенка является понимание взрослыми естественной потребности ребенка в познании и принятие этой потребности. Старайтесь отвечать на все вопросы терпеливо и честно. Для этого слушайте ребенка и не пропускайте его вопросов даже тогда, когда он сотый раз на дню спрашивает одно и то же и уже нет сил отвечать на бесконечные «Почему?» или «Что это?». Содержание детских вопросов весьма разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о природе, о явлениях общественной жизни, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д. В основе детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Вопросы возникают у ребенка при непосредственном ознакомлении с какими – либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.
Наибольшее количество вопросов задают дети в возрасте пяти лет. А в старшем дошкольном возрасте количество вопросов начинает уменьшаться. Почему? Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают недовольство по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!». В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.
Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с его исследованиями. Если его интересная работа еще не закончена, не торопитесь все выбрасывать, даже если пришло время сна или обеда.
Пусть обучение станет естественным жизненным процессом и ненавязчиво сопровождает вашего малыша во всем и везде. Оно должно быть похоже на игру, интересную и увлекательную. Играйте с детьми! Помогайте ребенку понять, что и как. Это будет полезно и вам, и вашему ребенку!