Оксана Лавриненко
Консультация для родителей «Что и как читать с ребёнком дома»
▼ Скачать + Заказать документы
При выборе книг и ознакомлении с ними ребенка, следует обратить внимание на следующие аспекты.
1. Книга для детей дошкольного возраста должна быть иллюстрированной. Рисунки должны гармонично сочетаться с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее важные моменты сюжета. Желательно, чтобы иллюстрации дополняли текст, но не доминировали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше количество иллюстраций может быть в книге. Рекомендуется выбирать книги, в которых изображения животных, людей и предметов выполнены в реалистичном стиле.
Темочки:
2. Следует подбирать книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Для детей младшего дошкольного возраста подходят потешки, короткие стихотворные сказки и истории о животных. Детям старшего дошкольного возраста будут интересны рассказы о других детях, волшебные и бытовые сказки.
3. Рекомендуется читать старшим дошкольникам объемные книги. При чтении каждой части длинного произведения (чтение с продолжением) полезно напоминать о том, что было прочитано в предыдущий раз. Можно спросить у ребенка: "На чем мы остановились вчера?". Важно использовать закладку для того, чтобы не потерять место.
4. Лучше читать книги по определенной системе, например, знакомить ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребенка, стоит назвать имя автора, жанр и название произведения. Например, можно сказать: "Сегодня я прочитаю тебе русскую сказку ’Бармалей’, написанную Корнеем Чуковским". Хорошо чередовать чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
5. Рекомендуется перечитывать знакомые книги много раз. Однократное чтение произведения и стремление прочитать как можно больше новых книг могут принести больше вреда, чем пользы. Дети не всегда запоминают, что им читают, и поэтому поверхностное отношение к книге может стать привычкой. Поэтому важно повторять чтение известных произведений.
6. Не следует использовать литературных героев как образцы для поведения (например, говорить ребенку, что нужно мыть руки, как герой книги). Воспитательная роль художественных произведений самостоятельно достаточна и не требует дополнительного привязывания к личностным качествам героев.
Ребенок должен читать книгу не как набор правил, иначе он может начать ненавидеть ее и даже противостоять ее содержанию.
7. Перед началом чтения объясните значения слов, которые могут быть непонятны для ребенка и которые влияют на основной смысл и характеры текста. Если текст не будет понятен ребенку, он не сможет достичь своей главной цели - помочь в формировании его личности.
8. Читайте с выразительностью, стараясь передать ребенку эмоции, содержащиеся в произведении. Если взрослый не определит свою позицию по отношению к героям и событиям, ребенку будет еще сложнее это сделать.
Книга открывает ребенку самые сложные аспекты жизни - мир человеческих чувств, радости и горя, взаимоотношений, мотивации, мыслей, поступков и характеров. Книга учит зреть человека, видеть и понимать его, развивает человечность внутри себя.
Вот примерный список литературы, которую рекомендуется читать детям среднего возраста:
- М. Горький. "Воробьишко"
- В. Осеева. "Волшебная иголочка"
- Р. С. "Сказка о кругленьких и длинненьких человечках"
- Корней Чуковский. "Телефон", "Тараканище", "Федорино горе"
- Николай Носов. "Приключения Незнайки и его друзей" (выбранные главы)
- Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост"
- В. Бианки. "Первая охота"
- Д. Самойлов. "У слоненка день рождения"