Рязанова Галина Николаевна
Консультация для родителей «Что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс»
▼ Скачать + Заказать документы
Что должен знать и уметь ребёнок
перед поступлением в первый класс?
1. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
• выполнять устные задания, не отвлекаясь (не более 15 минут);
• удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
• за 3-5 минут находить 10-12 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор (например, геометрический)
• по образцу заполнять таблицу (сохранять порядок расположения знаков или рисунков в ячейках таблицы);
• в точности повторять за взрослым несложные упражнения, состоящее из цепочки простых движений;
Публикация «Консультация для родителей „Что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
• за 20-40 секунд запоминать картинку, на которой изображено не менее 7 различных предметов, а за тем называть их по памяти;
• описывать по памяти картины (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровую сцену);
• запоминать и восстанавливать по памяти расположение предметов и символов в таблице и в линейном ряду;
• запоминать цепочку из 7-10 слов и повторять их по памяти в произвольном порядке;
• с одного раза запоминать предложение из 5-6 слов и повторять его, не нарушая порядка слов.
3. Развитие кругозора
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен знать :
• свою фамилию, имя и отчество;
• имена и отчества своих родителей, а также их профессии;
• название родного города (посёлка);
• чем отличается город от деревни;
• название родной страны и её столицы;
• название нашей планеты;
• иметь представление о различных природных явлениях (дождь, снегопад, метель, иней, ветер, наводнение, засуха);
• чем река отличается от озера, а озеро – от морей и океанов;
• иметь ясное представление о животных и растениях;
- различать зверей, птиц, насекомых и рыб,
- отличать диких животных от домашних,
- отличать перелётных птиц от зимующих,
- отличать деревья от кустарников,
- отличать фрукты от овощей и ягод,
- знать, что растёт в лесу, в огороде и в саду,
• познакомиться с календарё м:
- знать количество, названия и последовательность времён года.
- знать количество, названия и последовательность календарных месяцев,
- различать зимние, весенние, летние и осенние месяцы,
- знать количество дней недели, их названия и последовательность,
- уметь объяснить, чем будние дни отличаются от выходных,
• познакомится с часами:
- знать названия частей суток (утро, день, вечер, ночь,
- знать количество часов в сутках,
- знать количество минут в одном часе,
• знать названия наиболее распространённых цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный,
• иметь ясное представление о наиболее распространённых профессиях (врач, учитель, повар, водитель и т. д) :
• знать основные правила дорожного движения для пешеходов знать основные правила поведения в общественных местах
4. Развитие речевых навыков
К шести – семи годам ребёнок должен :
• чётко и ясно произносить отдельные звуки и слова;
• запоминать и чётко произносить простые скороговорки;
• правильно называть изображённый на картинке предмет и составлять о нём небольшой рассказ (из чего сделан, как используется и т. д);
• описывать предметы, составляя словосочетания «существитель-
ное + прилагательное», «существительное + существительное»
(«стеклянная ваза/ваза из стекла» и т. д)
• подбирать пары антонимов («большой – маленький», «высокий – низкий» и др.);
• правильно использовать предлоги и наречия, указывающие на пространственные отношения предметов;
• разучивать наизусть и выразительно читать небольшие стихотворения;
• пересказывать небольшие прозаические произведения;
• понимать и использовать популярные пословицы;
• разгадывать загадки;
• самостоятельно составлять небольшие сюжетные рассказы.
Краткий самоанализ о работе с родителями старшей и подготовительной группы за 2008 – 2009 учебный год.
Анализируя работу с родителями старшей группы за этот учебный год по проведению запланированных мероприятий: собраний, консультаций, бесед, анкетирования. Воспитатели пришли к анализу, что в ходе собраний, бесед, консультаций родители активно принимали участие в беседе, обсуждали тему собраний. Приводили свои доводы, а так – же внимательно прислушивались к советам воспитателей. Это те родители, которые заинтересованы в жизни своего ребёнка и детского сад, Родители посещали занятия по математике и развитию речи. Посещение занятий помогает родителям понять, как нужно правильно заниматься с ребёнком дома. Совместные занятия воспитателей и родителей, помогут ребёнку, лучше подготовится к школе. В этом году родитель Казакова Марина Дмитриевна активно принимала участие в оформлении уголков старшей группы, за что ей, нами, воспитателями на собрании была объявлена благодарность.
Но, к сожалению, есть такие родители, которые не регулярно, плохо посещают родительские собрания, занятия не интересуются жизнью детского сада, успехами и проблемами своего ребёнка. Это затрудняет работу с ними. Не все родители активно принимают участие в анкетировании. Исходя из анализа, о работе с родителями, мы поставили перед собой следующие задачи:
Привлекать родителей к посещению родительских собраний, занятий, мероприятий.
2. Привлекать родителей к оказанию помощи в посадке, копке овощных культур.
3. Совместно с родителями усилить работу по привитию детям культурного поведения в обществе, через занятия, досуги развлечения, ежедневные беседы.
Насколько ребенок готов к обучению в школе?
Психологи говорят о школьной зрелости, которая включает в себя следующие понятия.
• Эмоциональная зрелость – понимается как сознательное изменение своего поведения, желание и возможность выполнить не очень интересное задание.
• Интеллектуальная зрелость - это развитие образного мышления, воображения и творчества, овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог, хорошо развитая память, предполагающее умение связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих…
• Социальная зрелость – это стремление и умение ребенка общаться со сверстниками, подчинять свое поведение определенным знакам, выполнять обязанности ученика в школьном процессе.
Важно не только научить ребенка читать и считать, но и развивать в нем эмоционально – положительное отношение к миру и себе. Развивать ребенка и готовить к школе можно и в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче. Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувствительный опыт, на котором в дальнейшем основываются его знания, развиваются умственные способности и творчество.
Развивать память, речь, воображение, творческие задатки намного эффективнее на природе, чем за письменным столом. Надо только захотеть и заставить себя.
Выезд на природу важен не только для того, чтобы дышать свежим воздухом. Озеро, дерево, жук, дождь, снег – все это объекты и явления природы, которые необходимо использовать для развития детей.
Наблюдения за явлениями природы – основной источник знаний и впечатлений. Ребенка нужно научить находить занимательное в том, что его окружает каждый день, знакомя с богатым и разнообразным растительным и животным миром родного края, с удивительной мозаикой красок, неповторимыми ароматами природы, замечательными ее дарами. Все это надо не только показывать, но и описывать словесно. Описывать краски и оттенки закатного неба и зари, описывать форму облаков и звездного неба, а при возможности, зарисовать наблюдения в альбом. Закреплять полученные знания хорошо в словесных играх.
Формированию у детей произвольности поведения, умения сосредоточивать внимание на инструкции педагога способствуют приемы, направленные на развитие зрительной памяти и слухового внимания, а именно зрительные и слуховые диктант
Каждый диктант занимает от трех до пяти минут и проводится, как правило, в конце занятия один два раза в неделю.
Зрительный диктант
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, а теперь мы поиграем. Но это особенная игра: я нарисую на доске
небольшой узор. А вы потом из счетных палочек попробуйте составить такой же.
Педагог раздает воспитанникам счетные палочки (плоские). Медленно рисует на доске не сложный узор из прямых линий, делая остановки после каждого элемента.
Затем воспитатель закрывает доску шторкой и предлагает детям по памяти составить такой же узор из палочек. По окончании педагог сдвигает шторки и просит всех сравнить узоры с рисунком. Ошибки тут же исправляются.
В первое время воспитатель учит детей приемам контроля, описывает последовательность элементов своего рисунка : «Сначала я провела вот эту линию. Проверьте у всех так?. Затем эту (показывает). У всех так же? Ну, молодцы. А теперь вот эту. Никто не ошибся? Если кто – то допустил ошибку, исправьте. Ведь мы в первый раз так с вами занимаемся. И поэтому кто – то мог ошибиться».
Как правило, после двух трех диктантов дошкольники уже не нуждаются в подобном разъяснении педагога. Они выполняют задание более уверенно. А по окончании работы правильно анализируют результат.
Следует отметить, что такие диктанты вызывают у детей большой интерес. С течением времени рисунок можно усложнять.
Слуховой диктант:
проводится несколько иначе. Здесь воспитатель не показывает детям, что надо делать, а только дает инструкцию, согласно которой они должны осуществлять предлагаемые действия.
Для выполнения заданий детям раздаются листы плотной бумаги (можно картона) размером 20х20 см или 15х20 см и наборы геометрических фигур размером 2х3 см.
Вначале воспитатель напоминает детям, где правая сторона листа, где левая, где верхняя сторона, а где нижняя, где правый верхний угол, где правый нижний.
Затем можно приступить к диктанту. Крайне необходимо проводить диктант в эмоциональной форме, преподносить задание так, чтобы вызвать у детей интерес к нему. Нужно, чтобы педагог проявлял радость по поводу детских результатов, удивлялся их способности правильно выполнять «такое сложное задание», спокойно относился к возможным ошибкам, на ушко повторял задание тому кто допустил ошибку.
Задание следует составлять таким образом, чтобы педагог мог контролировать детей (например, нецелесообразно предлагать детям поместить квадрат в правый верхний угол, затем – в левый верхний угол, так как после второго задания трудно проверить, как выполнено первое).
Первое задание разъясняется очень подробно, воспитатель диктует его в медленном темпе, выделяя каждое слово. Например:
- Возьмите синий квадрат … положите его в правый … верхний угол. Покажите, где у вас правый верхний угол?
- Возьмите красный кружок … положите его … на середину листа. И т. д.