Ольга Грачева
Консультация для родителей «Чем занять ребенка в период кризиса 3 лет»
▼ Скачать +Заказ
Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же, как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т. д., а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими. Кризис 3 лет психологи называют порой упрямства. Главный симптом, который свидетельствует о том, что он начался, - это упрямство во всех его проявлениях: негативизм, протест и т. д. Негативизм – это когда ребенок всегда старается поступить наперекор взрослому, несмотря на свои желания. Кризис трех лет : психология объясняет этот период не только как один из сложнейших, но и как один из самых важных, потому что в данное время ребенок впервые проходит процесс становления себя как личности, осознает свое «я». Ну и самое главное, о чем должны помнить родители : каким бы сложным не был кризисный возраст ребенка, он обязательно имеет и свои положительные стороны. Вредность трехлетнего малыша – это своеобразный катализатор его речевого развития. Во время игр и установки правил поведения ваше чадо узнает все больше и больше новых названий абстрактных понятий, предметов, т. е. обогащает свой словарный запас. Чем же можно занять ребенка в этот период? Гуляйте больше с детьми в любую погоду. Прогулка нужна не только для укрепления здоровья, она предоставляет много возможностей для разнообразных наблюдений, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Вместе с ребенком наблюдайте за снегопадом и за передвижением на небе туч, за капельками дождя, за радугой, рассматривайте снежинки, сосульки, цветы на клумбе. Ребенок может отличить березу от ели, показать, где дерево, а где куст, знает некоторые названия цветов, фруктов, овощей. Он с увлечением рассматривает жука, муравья, будет ловить бабочку сачком. Детям очень нравится кормить зимующих птиц, поливать грядки, цветы на клумбе. Осенью соберите с детьми гербарии из разноцветных листьев, каштаны, шишки, желуди, камешки, ракушки для поделок. Дети очень любят играть с водой. Наполните тазик или ванночку водой и, опуская каждую игрушку в воду, спрашивайте: «Тонет или не тонет?». Дайте детям поэкспериментировать с водой : переливать воду из кружки в кружку, в разные ёмкости, через сито, наливать воду через воронку в пластиковую бутылку, стирать кукольное бельё, мыть собственные игрушки. Любимое занятие детей на улице – это игры с песком. Кроме любимых куличиков, можно с детьми искать в песке закапанные игрушки, строить песочный замок, пересыпать песок в разные ёмкости, поливать его водой. Детям понравится рисовать на песке палочками и выкладывать узоры на рисунке камешками, листочками, каштанами и т. д. Детям нравится рисовать на асфальте. Дайте ему цветные мелки, нарисуйте простые фигурки. Дорисуйте вместе с детьми недостающие детали: солнышку – лучики, машине – колеса, тучке – капельки дождя и т. д. Любую поездку используйте для максимального обогащения малыша впечатлениями. Обратите внимание на транспорт. Расскажите, как он называется, каково его назначение, познакомьте детей с элементарными правилами дорожного движения, научите как вести себя в общественном транспорте, в автомобиле, о назначении светофора. Вместе с ребенком посещайте спортивные стадионы. Пусть дети там бегают, прыгают, катаются на велосипеде, самокате, играют в подвижные игры. В каждой семье есть свои праздники. Устройте праздник на природе, во дворе. Вместо прямых указаний, что делать, просите малыша о помощи. Давайте ребенку выбор, больше спрашивайте, куда он хочет пойти, что приготовить на праздник. Не сдерживайте малыша, если он хочет что-то делать и это никак не навредит ему или вам. Если он хочет подмести пол, вручите ему веник. Пусть ребенок принимает активное участие в оформлении праздника: развешивает украшения, раскладывает посуду, угощение и т. д. Придумайте интересный сценарий или пригласите аниматора. Чаще хвалите кроху и подчеркивайте, что он очень самостоятельный и умный. Очень важно чтобы ребенок положительно себя оценивал, тогда и поведение его будет хорошим. Совместные праздники сближают детей и родителей. В обстановке тепла и внимания друг к другу в семье растет счастливый человек.