Савченко Александра
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика, Для чего нужна артикуляционная гимнастика?“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
9. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики.
«Заборчик»
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.
«Толстячок»
Наливаем воду в бочку -
Надуваем сильно щёчки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
«Худышка»
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.
«Трубочка»
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 7.
«Блинчик»
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание: “пя-пя-пя”.
«Иголочка»
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
«Вкусное варенье»
Ах, какое наслажденье
Есть вишнёвое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Покормить киску молоком»
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперёд язык, кончик языка загибать вверх (Киска лакает молоко).
«Катушка»
Эта круглая катушка
Ниткам верная подружка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Лошадка»
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (Как лошадка цокает копытами).
«Грибок»
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.
«Гармошка»
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Маляр»
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка “покрасить” нёбо от верхних зубов к горлу.
«Орешки»
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков.
«Барабан»
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук; “ д-д-д-д…” - сначала медленно, затем темп увеличить.
«Часики»
тик-так, тик- так –
Ходят часики -
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
«Качели»
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий языка верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
«Индюк»
Ходят по двору подружки -
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышится “бл-бл-бл…”.
«Чистим зубки»
По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.