Эльвира Хасанова
Консультация для родителей «Арт-терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Подготовила воспитатель Хасанова Э. З.
Арт - терапия для дошкольников: быстро, легко и интересно Что такое арт-терапия? Многим родителям данное понятие даже не известно, а все потому, что большинство привыкло развивать детей старыми способами, такими как учили их в детстве. А на любые внедряемые новшества практически все смотрят косо и н доверяют. На самом же деле с каждым годом В начале 20 века один из художников, которые побывал на войне, находился некоторое время в санатории для восстановления после полученной травмы. А так как особо заниматься там было нечем, все свободное от процедур время он рисовал. Спустя некоторое время он стал понимать, что идет на поправку быстрее, чем это прогнозировали врачи. Дело оказалось в рисовании. После этого были созданы специальные курсы на базе санатория, на которых люди рисовали. И удивление, но именно эти занятия помогали поправиться им намного быстрее. Спустя некоторое время один из европейских художников продолжил начатое дело. И с этого момента появился целый метод – арттерапия, благодаря которому многие люди обрели душевное спокойствие.
Публикация «Консультация для родителей „Арт-терапия“» размещена в разделах
В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арттерапевтические центры. Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления. Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, ученые провели множество исследований, результаты которых оказались положительными. Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребенка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познает мир, смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы. Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональной, да и чаще всего проблемы с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребенку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир. Для того чтобы заниматься арт-терапией не нужно обладать какими-то удивительными способностями и талантами к пению, рисованию, танцам. Это делается исключительно для того, чтобы раскрепостить зажатого малыша, дать ему шанс посмотреть на мир иначе, окунуться в творчества и выйти их своего стеснения. Психологи считают, что именно благодаря арт-терапии можно будет работать с любыми детьми, приспосабливать их к жизни, адаптировать к новым обстоятельствам.
Техника арт-терапии применяется очень широко и при различных проблемах. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приводят на сеансы для того чтобы привить в нем силу духа, чувство уверенности. К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста можно отнести:развитие речевой и познавательной активности. Это происходит в момент приобщения к чему-то новому. Так, малыш, в первый раз увидев цветной песок, желает знать, а почему он цветной (ведь привык же, что он только желтый, увидев новое танцевальное движение, он хочет его повторить.
Развитие уверенности в себе. У каждого малыша на первых занятиях может что-то не получаться, но, благодаря стараниям педагогов, с каждым разом ему удается сделать что-то новое и больше, чем на предыдущем занятии. В итоге у ребенка формируется уверенность в своих действиях, мнение, что он может, если постараться стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается путем проб и ошибок. Как уже было сказано выше, на первых занятиях у малыша может что-то не получаться. В первые разы он может расплакаться, обидеться, но со временем, при помощи взрослых, научится контролировать свои эмоции, успокаиваться, понимать, что плач не поможет делу.
Стимулирование креативного мышления. Все родители замечали, что дал ребенку в руки пластилин, краски, он начинает экспериментировать. Проявляется это довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких красок на одно и то же место. После таких простых экспериментов он начинает пробовать расширять границы, тем самым развивая свое креативное мышление, ему хочется придумать что-то новое, чтобы удивить педагога, маму, бабушку, дедушку. Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи. На самом деле задача у арт-терапии много, но важно не это. Несмотря, на большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребенка и нужно ли что-то изменить в подходе.
Виды арт-терапии для дошкольников На сегодняшний день существует очень много видов арт-терапии для дошкольников. Причем выбрать тот или иной вид могут как врачи, так и сами родители, зная, что любит, а что не любит их ребенок. Выделяют следующие виды:
Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами. Один из самых распространенных методов арт-терапии. Она изучена намного больше, чем другие методы и применять ее проще. Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то
фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков. Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии.
Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир.
Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия.
Музыкотерапия,которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать. Музыка способна помочь ребенку в следующем: снять стресс. Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется.
Вокалотерапия. Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение человека.
Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках. Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.
Театрализация. Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка. Песок для детей совсем недавно стала применяться терапия песком, которая очень нравится деткам. Если посмотреть на детскую площадку летом, то можно заметить, что практически все дети с удовольствием лепят куличики, строят замки. Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние. Известны случаи, когда же при помощи занятий с песком удалась корректировать поведение деток с легкой формой аутизма, задержкой психологического развития. Арт-терапия для дошкольников – очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность. Поэтому если есть возможность ходить на хотя бы одно из вышеперечисленных занятий, делать это нужно незамедлительно!