Наталья Искорцева
Консультация для родителей «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия - это склонность причинения другим морального или физического ущерба. В детские годы агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. Иногда это могут быть вспышки гнева, злости, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью, разрушением построек, игрушек, поделок.
Психолог Эрих Фром выделил следующие типы агрессии :
-доброкачественную и злокачественную
1. Доброкачественная агрессия
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста,“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
— это реакция на угрозу. а следствие ее — устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Так же к доброкачественной агрессии относят лидерские способности, спортивная агрессия.
2. Злокачественная агрессия
- злокачественная агрессивность (т. е. жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она приносит вред и социальное разрушение. Главные ее проявления — драки, ругань, оскорбления и жестокие действия — не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору.
Причинами проявления детской агрессии могут быть :
желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
ревность;
замечание воспитателя или наказание;
голод;
утомление скука и др.
Какие бывают виды агрессии?
Физическая агрессия : использование физической силы против другого лица, животного или объекта.
Примеры физической агрессии : драка, пинки, шлепки, нанесение телесных повреждений, порча имущества.
Вербальная агрессия : словесное выражение негативных чувств и эмоций, словесная агрессия.
Примеры вербальной агрессии : оскорбления, упреки, обвинения, крик, визг, брань, ругань, угрозы.
Альтруистическая агрессия : агрессивное поведение, цель которого – защита кого-либо от чего-либо.
Внутренняя агрессия, самоагрессия : агрессия, направленная против себя.
Примеры внутренней агрессии : самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, суицид.
Внешняя агрессия : агрессия, направленная на окружающих.
Немотивированная агрессия : агрессия без причины.
Прямая агрессия : агрессия, направленная непосредственно на кого-либо.
Косвенная агрессия : агрессия, направленная на кого-либо окольным путем (распускание сплетен, плетение интриг).
Защитная агрессия : агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия.
Провоцирующая агрессия : первое проявление агрессии, “первая атака”.
Демонстративная агрессия -- причинение вреда с целью привлечь внимание окружающих к личности агрессора.
Причины возникновения
На формирование агрессивности человека влияют 4 момента:
1. Негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие).
Особенно влияет отсутствие матери на мальчиков. Дети становятся замкнутыми, очень тревожными, безынициативными, готовы подчиняться всем и каждому. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать или других близких обратить на него внимание. Если в семье, особенно со стороны матери, ребёнку недостаёт любви, заботы, внимания, т. е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это.
2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).
Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, школу, двор. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей в связи с особенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгость наказания измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребёнка.
К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрение за изменение поведения.
Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань.
К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатылки.
В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные. Дети из таких семей, не видя ласки, сочувствия, сопереживания к себе, не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности.
4. Индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость).
Лишь одна четверть от перечисленного относится к врождённым особенностям, а три четверти - к социальному окружению ребёнка, в котором основная роль отводится матери.
Связь между агрессивностью ребенка и его популярностью в группе сверстников.
Психолог Е. Калягина изучала особенности взаимодействия со сверстниками популярных и непопулярных в своей группе дошкольников. Было обнаружено, что для популярных детей наиболее распространённым вариантом поведения являлось бесконфликтное решение проблемы в связи с просьбой сверстника поделиться чем-то. Причём это не было просто уходом от ситуации, а скорее, попыткой самостоятельного её разрешения, без обвинительных и агрессивных реакций в адрес сверстников.
В противоположность этому у непопулярных детей самым распространённым способом поведения в ответ на просьбу "поделиться имуществом" была прямая или косвенная агрессия.
Важность дошкольного периода в формировании агрессии ребё нка подтверждается исследованиями: зафиксирована зависимость между агрессией в 7 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-летнем возрасте. Поэтому не следует использовать жестокие физические наказания в семье.
Предупреждение или искоренение агрессивного поведения
Если взрослый не обращает внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в тоже время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.
Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Разработаны специальные правила экстренного вмешательства для взрослых, позволяющие в конфликтной ситуации с агрессивными детьми обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнёрские отношения.
Правило № 1: Игнорировать незначительную агрессию.
переключение внимания или предложение какого-либо задания;
Правило № 2: Акцентировать внимание на поступках (поведении, а не на личности ребёнка. Негативная оценка личности является одной из наиболее распространённых причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение.
Правило №3. Контролировать собственные негативные эмоции.
Если взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
-не подкрепляет агрессивное поведение;
-демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
-сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Правило №4. Не усиливать напряжение ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией, - снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:
-повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
-демонстрация власти: "Взрослый здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу";
-крик, негодование;
-агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
-сарказм, насмешки;
Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.
Правило 5: Обсуждать проступок.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.
Правило 6: Сохранять положительную репутацию ребенка.
Правило 7: Демонстрировать модели не агрессивного поведения.