Оксана Столь
Способы сглаживания агрессии и асоциального поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это время развития и становления личности, время формирования психики и социального научения. То, что дети получат в дошкольные годы, ляжет в основу их дальнейшего развития и формирования межличностных и социальных отношений. Не секрет, что сегодня институт семьи далек от идеального. По данным научного центра здоровья детей РАМН, число детей дошкольного возраста нуждающихся в адресной психолого – педагогической помощи составляет 25 – 40%. Это дети с агрессивным поведением и асоциальным поведением.
Публикация «Способы сглаживания агрессии и асоциального поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Вообще агрессия (от лат. – нападение) – это осознание действий, которыми причиняют ущерб как живому, так и неживому объекту (Э. Фромм). Детская агрессивность – это признак внутреннего эмоционального неблагополучия, негативная психологическая защита.
1. Агрессии можно научиться через подражание, видя средства массовой информации, в виде выпада агрессии взрослых : ребенок бьет куклу, вырывает у нее волосы, бьет сверстника, сыплет ему в глаза песком, бьет совком по голове.
2. Агрессия исходит из семьи : если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, ухудшаются отношения со сверстниками в детском саду. Многочисленные исследования ученых в этой области доказали, что если родители слишком строго – физически наказывают своих детей, процент их агрессивности только увеличивается.
Предупреждение и искоренение агрессивного поведения можно осуществить двумя путями:
Его надо оставлять без подкрепления (без награды). Либо за него надо активно наказывать. В этом случае агрессивное поведение угасает.
С агрессивно настроенным (в период вспышки его гнева) ребенком надо постараться разговаривать доброжелательно, стараться успокоить его. Постараться перенести гнев на безопасный предмет (барабан, деревянные ложки, бубен)
Педагог может использовать физическое препятствие перед назреваемой вспышкой гнева: остановить занесенную для удара руку, удержать ребенка за плечи и твердо сказать «нельзя». Тут же существуют игры и упражнения: подушечные бои, выбиваем пыль из подушки, два барабана.
Педагог может отвлечь внимание ребенка игрушкой или каким – то занятием (цветокоррекцией)
Педагог может увести, унести ребенка с места конфликта.
Педагог может предложить ребенку поговорить свои отрицательные эмоции «Я злюсь…», «Я сержусь потому что …»
Педагог может призвать психолога в помощь и переместить ребенка в кабинет психолога.
Применить прием «психологическое поглаживание», сделать комплимент, посочувствовать, назвать ласково.
Конечно, педагог должен работать с семьей такого ребенка – объяснить причины возникновения такого поведения и способы его профилактики.
Идеальная модель – на агрессию ребенка отвечать любовью «Я тебя ненавижу» - «Я тебя люблю».
В своей практике я использую все эти способы, сглаживания агрессивного поведения. Кроме того, я широко использую прослушивание оздоравливающей– классической музыки. Диск «Музыкотерапия» вкл. 30 произведений: лунная соната Бетховена – хорошо снимает раздражение, музыка Баха – это музыка порядка и гармонии, звуки леса, пение птиц, шум воды – хорошо успокаивают нервную систему.