Ирина Козаченко
Консультация для родителей «Упражнения для формирования антонимического словаря у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Упражнения для формирования
антонимического словаря у детей с ОНР»
Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Работа по формированию антонимического словаря полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.
Публикация «Консультация для родителей „Упражнения для формирования антонимического словаря у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.
Каждый родитель может поиграть со своим ребенком в простые логопедические игры, которые расширят антонимический словарь вашего малыша, а так же позволят провести время интересно и с пользой.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.
Одеть — (раздеть,
поднять — (опустить,
бросить — (поймать,
спрятать — (найти,
положить — (убрать,
дать — (взять,
купить — (продать,
налить — (вылить).
Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
Золушка добрая, а мачеха-…
Зимой погода холодная, а летом.
Сахар сладкий, а горчица.
Дерево высокое, а куст.
Дедушка старый, а внук.
Суп горячий, а компот.
Сажа черная, а снег. и т. д.
Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам.
В клетку. (влетает, из клетки. (вылетает);
через дорогу. (переходит, от дерева. (отходит);
к дому. (подъезжает, от дома. (отъезжает);
в стакан. (наливает, из стакана. (выливает);
на дерево. (влезает, с дерева. (слезает).
Выбрать из трех слов слова-«неприятели»
Друг, печаль, враг;
высокий, большой, низкий;
ночь, сутки, день;
длинный, большой, короткий;
радость, радостный, печальный;
большой, низкий, маленький;
поднимать, опускать, брать;
белый, длинный, черный;
давать, продавать, брать;
тяжелый, длинный, легкий т. д.
Назови антонимы.
Труд человека кормит, а лень портит.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Плохое начало не к доброму концу.
Малое слово большую обиду творит.
Чужого не захватывай, а своего не разбрасывай.
Кто дела не боится, того и лень сторонится.
Умел ошибаться — умей и поправиться.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Дело мастера боится.
Закончи пословицу.
Ученье — свет, а неученье —. (тьма).
Знай больше, а говори. (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее. (сладок).
Не бойся врага умного, бойся друга. (глупого).
Лучшая вещь — новая, лучший друг —. (старый).
Мир строит, а война. (разрушает).
Смелый побеждает, а трус. (погибает).
Ласточка день начинает, а соловей. (кончает).
Радость - свет, печаль -. (тьма).
Шум - толпа, тишина -. (одиночество).
Доскажи словечко.
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда противоположны.
Я — антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада.
А зовут меня. (прохлада).
Я — антоним слову «смех».
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач.
Догадались? Это. (плач).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала.
Делу всякому венец.
Называюсь я. (конец).
Я — антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я — для отдыха, для сна.
Называюсь. (тишина).
Назовите слова с противоположным значением.
На качелях
На качелях—вверх и вниз,
Только слышен ветра свист.
Взлет, посадка, снова взлет,
И опять наоборот.
Наверху мы — великаны,
Словно карлики, — внизу.
Есть подобие полета,
Нет в нас страха наверху.
Громко закричим мы вместе:
- Мы как птицы! Мы летим!
И тихонечко прошепчем:
-Падать больно не хотим.
Желаем Вам успехов!
Подготовила
учитель-логопед
Козаченко Ирина Ивановна.