Ольга Ульянова
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста»
[/b]
Мы часто используем понятие «экология», но, как ни странно, каждый понимает его по – своему. С научной точки зрения, экология – наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда – это, прежде всего, все живое и неживое вокруг нас.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Что же мы понимаем под термином «экологическое воспитание»? Это сложный педагогический процесс, который формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Действительно, это одна из важных составляющих частей воспитательного процесса.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, которые включают в себя:
- формирование чуткого и бережного отношения к живым организмам;
- формирование чувства ответственности за сохранение природы;
- не допустить формирование агрессии ко всему живому
Но происходит это при одном условии: если взрослые, которые воспитывают ребенка, наделены экологической культурой, т. е. показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, и способны объяснить ребенку, что человек – это не хозяин природы, не её покоритель, а только часть всего живого. Ребенок должен понять огромную зависимость человека от природы и стремиться искоренить потребительское отношение к ней.
Именно от нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок любить природу и заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье.
Возникает вопрос. Как должен вести себя родитель?
Хочу предложить несколько рекомендаций для родителей, которые помогут понять Вам, как научить любить и беречь окружающий мир.
- Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь.
- Научите своего ребенка любить и уважать все живое.
- Научите ребенка жалеть живой организм, постараться объяснить ему, что животному, насекомому или растению так же больно, как и ему.
- Объясните ребенку, что нельзя брать животных из леса, нельзя забирать птенцов из гнезда, что они должны жить в своем доме.
- Воспитывайте в малыше доброту и гуманность. Пусть ваш ребенок знает, что все живое для него – неприкосновенно, даже если это первые цветы, которые так хочется ему вам подарить.
- Учите с раннего возраста понимать красоту живой природы: наслаждаться пению птиц. Наблюдать за удивительной красотой живой и неживой природы.
- Читайте художественную литературу, рисуйте, рассматривайте картины с изображением животных и растений, можно предложить посмотреть фильмы про живую и неживую природу, побеседуйте с малышом о том, что он узнал и увидел. Таким образом, ребенок получает свои первые знания об окружающем мире живых существах.
- Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
- Возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле.
- Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребенок, освоится, «войдет в доверие» к животному.
- Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное.
- Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями.
- Не надо требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Поэтому лучше не ругать малыша за «безответственность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животными. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному.
И в заключение своих рекомендаций, хочется сказать следующие слова:
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!