МААМ-картинки

Консультация «Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах становления духовно-нравственной личности дошкольника»

Обликова Анжелика
Консультация «Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах становления духовно-нравственной личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

«Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах становления духовно-нравственной личности дошкольника»

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Перед обществом необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив СМИ: кино, теле-, радиопередачи, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания детей.

Публикация «Консультация „Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах становления духовно-нравственной личности дошкольника“» размещена в разделах

Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Сейчас, когда идёт поиск духовного возрождения страны, обращение к духовно-нравственным традициям воспитания видится наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:

Воспитание нравственных и эстетических чувств;

Формирование базисных основ личности;

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

- к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.

Систематизируя работу по духовно-нравственному воспитанию, мы составили план работы, в котором отразили следующие направления:

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, духовно-нравственных и патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

Формирование навыков культуры общения;

Ознакомление с культурными ценностями родного края и России;

Формирование интереса к ознакомлению с родным посёлком, его географией, историей и культурой;

Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций;

Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

На занятиях познавательного цикла мы знакомим дошкольников с историей своего посёлка, народным костюмом, людьми, прославившими нашу землю. Прослеживая связь между стариной и днем настоящим, сопоставляя поступки и дела людей, способствуем формированию и развитию личности ребенка, ее творческой активности.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя, приобщаем детей к традициям и быту русской семьи, труду.

Большую роль в приобщении детей к истокам народной культуры играют православные и народные праздники. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к культурно-историческим традициям нашего народа. Поэтому, в детском саду стало традицией празднование «Рождества», «Масленицы», «Пасхи».

Ничто так не способствует формированию и развитию личности ребенка, ее творческой активности, как обращение к устному народному творчеству и народным промыслам. В детском саду создаются художественные выставки, в котором экспонируются лучшие работы по изобразительной деятельности воспитанников, их родителей и сотрудников детского сада.

Реализовать задачи духовно-нравственного развития помогает театрализованная деятельность - это источник развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщения его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, любимые герои становятся образцами для подражания.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости.

Большое место в духовно-нравственном развитии дошкольников занимает экологическое воспитание, особое место уделяется краеведению: знание природы родного края и бережное отношение к ней. Наш педагогический коллектив старается использовать метод эмоционального воздействия на детей: любование красотами родной природы, использование поэтического слова и музыкальных произведений, изображение увиденного в рисунках.

Особую духовно – нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки. Во время экскурсии в библиотеку, музей дети знакомятся с историей нашего города, предметами старины и т. д. Прогулки к мемориалу воинов интернационалистов, к памятнику неизвестного солдата, поздравление ветеранов - знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины. Целевые прогулки по экологическим тропам способствуют закреплению знаний о разнообразии растительного и животного мира нашей местности, воспитывают интерес и бережное отношение к природе родного края. Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесёт желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям педагогами. Ежегодно мы составляем социальный паспорт учреждения и с горечью отмечаем, что увеличивается количество неблагополучных семей, неполных семей. Проведённые анкетирования, беседы с родителями, показали, что некоторая часть родителей наших воспитанников не знают, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Что именно этот возраст, нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Поведение ребёнка и его отношение к окружающему миру во многом зависит от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношения между членами семьи. Выставки совместного творчества родителей и детей: «Осенние фантазии», «Мы за счастливую жизнь», «Весёлое Рождество», «Пасхальный перезвон», «Не забудем их подвиг великий» - сближают поколения, укрепляют детско-родительские отношения. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания: любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. В решении этой педагогической задачи помогают фотовыставки: «Герб моей семьи», «Дом для моей семьи», «Наши праздники».

Для решения задач духовно-нравственной направленности педагоги ДОУ проводят:

родительские собрания; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары); факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

экскурсии; посещение семей воспитанников; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; приобщение родителей к участию в занятиях, мастер-классах, музыкальных гостиных, спортивных развлечениях; организация «Дней открытых дверей»; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт).

Какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель – интеграция духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.

В процессе воспитания ребёнка мы должны, прежде всего, обращать внимание на самих себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и прививаем ему те или иные жизненные ориентиры. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.

Проводимая на базе нашего ДОУ работа показала, что воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.

Долг человека – дать каждому ребёнку счастье начинать жизнь от Великого и Чистого Истока – Семья, Мать, Отец. Дав жизнь, дав имя – дай Счастье каждому родившемуся Человеку! Но счастье развёртывается в величайшем труде любви. От народной педагогики, первых древних заповедей и наставлений, обязывающих родителей более заботится о духовном, нежели о телесном, мы поднимаемся к святым идеям гражданственности, гуманизма, нравственности. Политики, философы, писатели, учёные и родители искали истину творения Жизни. А истина эта в развитии и духовном обогащении человека в семье, которая является колыбелью личности.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах становления духовно-нравственной личности дошкольника»
Опубликовано: 2 октября 2024 в 10:22
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах становления духовно-нравственной личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Обликова Анжелика (УИ 1788328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД