Наталья Соловьёва
Консультация для родителей «Дошкольный возраст: игры, развивающие познавательную активность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольный возраст : игры, развивающие познавательную активность».
Интеллектуальная сфера ребёнка формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно в пределах возможностей ребёнка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задаёт – ребёнок осуществляет его самостоятельно.
Публикация «Консультация для родителей „Дошкольный возраст: игры, развивающие познавательную активность“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Как у взрослых, так и у ребёнка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребёнок приобретает возможность вызывать или прекращать какое – либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливая практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребёнку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
В чём заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтоб показать способ действия или руководить действиями ребёнка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес. Исполнение этой роли предполагает показ специальных, интригующих объектов, обладающих скрытыми свойствами.
1. Быть новыми и неопределёнными. Высокая степень неопределённости требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределённые предметы вызывают у ребёнка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.
2. Такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребёнку, чем более в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определённых усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребёнка эффект.
3. Противоричивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издаёт неожиданные звуки или слишком тяжёлый мяч, который трудно катать по полу.
Остановим внимание на описании некоторых объектов и материалов, которые должны быть в арсенале педагога и родителя.
Игрушки с сюрпризом.
В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную деятельность детей. Отличаются они тем, что при определённых действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – начинают мелькать картинки, раздаётся неожиданный звук и т. д. Это звучащие игрушки, игрушки-головоломки (принцип их работы, ребёнок открывает сам в процессе манипулирования).
Действия с такими игрушками, ребёнок познаёт скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений.
Тряпичные игрушки.
Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики и подушечки. Наполнителем послужат горох, манка, гречка, поролон и т. д. Внутрь такой подушечки положите бубенчик, колокольчик, шарик от погремушки, резиновую пищалку и т. п. Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь. Придавать им различную форму и извлекать звуки.
Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на стол или на лист бумаги мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговицы) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Взрослый вместе с детьми выражает крайнее удивление тем. Что пуговки и монетки вдруг задвигались; даёт потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать детям возможность повторить опыт.
Игры с красками.
На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в разных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал. Упражнение «Таинственные отпечатки». По предложению взрослого дети разрисовывать одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Взрослый предлагает развернуть лист, посмотреть и подумать, что напоминает получившееся изображение?
Игры с водой.
Они не только увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая ёмкость наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: взрослый обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без. После таких игр приходится долго наводить порядок, однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных знаний и впечатлений. «Эксперимент с тонущими и плавающими предметами». Игрушки не только опускают в воду и вылавливают из неё те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, поролон, бумага и картон. «Мыльные пузыри». Одна из традиционных и любимых забав у детей. Взрослый показывает, как дуть в трубочку погружённую другим концом в мыльный раствор и как производить при этом обильную пену. Как пускать мыльные пузыри, слегка втягивать раствор в трубочку, а потом его выдувать. Отметим эта игра во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием, но в естественной увлекательной форме.
Игры с песком
Песочница – излюбленное место игр во время прогулки, самое важное, чтобы песок был чистым. Детям нравится строить из песка разные постройки, но не менее увлекательно другое занятие - разрушать построенное. Итак, что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый, как получаются различные постройки из мокрого песка и не получаются из сухого. Однако в песочнице можно не только создавать постройки и лепить куличи, но и закапывать, а потом раскапывать различные предметы. Взрослый учит детей не только насыпать песок в ведёрки, но и утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, быстро переворачивать ведёрко, чтобы песочек не высыпался, и не сломалась формочка. Очень увлекает пересыпание песка из одной ёмкости в другую, формировать клумбы и лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки.
Игры с бумагой.
Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, выполнять поделки «оригами» (самолётики, корзиночки, кораблики и т. п.). С 2-х лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги приносит удовольствие.