Корж Наталья Сергеевна
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей возрастной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей возрастной группы
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей возрастной группы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь детки делали своими руками очень многое: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Оказываются не готовыми к письму дети со слабой моторикой, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка : навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер.
Что должны уметь дети младшего дошкольного возраста в плане развития мелкой моторики? Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты. Могут снимать и надевать одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Движения рук происходят при координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки к более сложным и точным манипуляциям.
Существует много способов сделать пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 х лет прекрасно развивают игры и занятия : застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки; откручивание крышек на баночках и бутылках; перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек; лепка из пластилина или теста; сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе; рисование пальчиковыми красками или карандашами; игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика и т. п.); нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур; массаж с помощью шипованных мячиков. Большинство этих занятий увлекают малышей, особенно если родители придают им форму занимательной игры.
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры : всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.
Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения. Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно. Двигайтесь от простого к сложному. Предлагать упражнение, которое ребенку не под силу не стоит, в следующий раз он просто откажется играть. Старайтесь заинтересовать его, организуя игры с его любимыми игрушками.