Наталья Невердовская
Консультация для родителей «Поощрение и поддержка детской самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение и поддержка детской самостоятельно сти.
Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешный человек в будущем.
Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»
Публикация «Консультация для родителей „Поощрение и поддержка детской самостоятельности“» размещена в разделах
Чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.
Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или завязать шнурки. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо. Сначала нужно много раз потренироваться для достижения результата.
Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам.
Конечно, без шишек не обойтись. Но ни в коем случае не возмущайтесь и не критикуйте ребенка по поводу очередной неуспешной попытки сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
Хвалите за проявленную инициативу. Ребенок самостоятельно помыл посуду, вызвался накрыть на стол, впервые дотянулся до турника, скатился с горки, на которую несколько лет боялся залезать, подмел пол – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
Не вмешивайтесь в каждый шаг. Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
Мамы и папы, бабушки и дедушки, не делайте работу за детей. Малыш пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку.
Чтобы кроха научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
Все родители помнят тот восторг, который вызывали у них первые шаги малыша. Это событие запечатлено во многих домашних фильмах и на фотографиях. Если родители внимательно следят за тем, как развивается их ребенок, то они могут испытать подобное чувство гордости бессчетное число раз. Тот процесс, в результате которого ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги, должен повторяться и на всех других стадиях взросления ребенка. Взрослый отходит от него и протягивает к нему руки так, чтобы он не мог до них дотянуться. Этим мы одобряем его действия, предоставляя ему возможность передвигаться без помощи. Ребенок делает первый шаг. Когда он подходит к взрослому, то он упоен победой, а мы в восторге от его успеха. Так и во всем остальном. Родители должны давать ребенку возможность действовать без их помощи, но при постоянном их одобрении.
Поощряйте самостоятельную игру. Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры из трех палочек, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
Разрешайте допускать ошибки. Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
Советуем никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Это правило настолько важно, что его приходится все время повторять.