Погорелова Любовь
Консультация для родителей «Влияние фольклора на речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние фольклора на речевое развитие детей.
Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешек, считалочек, коротких сказок. Хорошо воспринимают дети и загадки. Малыши знакомятся с новыми словами, с народными чувствами и мыслями, развивают свою речь, начинают проникать в область народного духа русского языка. Подать это можно в виде театральной игры, особенно когда дети еще не привыкли к детскому саду и им тяжело расставаться с родителями. Утром детей можно встречать необычной привлекающей внимание игрушкой и приготовленной к ситуации потешкой. Потешку представить в картинках и рассказать о ее персонажах. Все вместе дети учатся говорить и двигаться как представители потешки. У ребенка возникают положительные чувства к воспитателю и своим маленьким приятелям.
Фольклорные мотивы продолжаются и в народных сказках. По своему назначению они бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Представить героев сказок в лицах помогут маски, костюмы. Дети с удовольствием слушают, запоминают. Учатся пересказывать с помощью игрушек, повторяя интонации воспитателя. Сказки расширяют знания детей незнакомых им предметов, как добро борется со злом, о мудрости и глупости, как сильный защищает слабого. Видя перед собой отношения персонажей сказки, дети познают противоречивость окружающего мира. Это заставляет их учиться состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению радоваться их удачам. Сказки призывают ребят к трудолюбию, дружбе, правдивости, взаимовыручке.
Устное народное творчество - это одно из средств духовно-нравственного развития личности ребенка. Речь, словарный запас, произношение, строй речи характеризует интеллектуальное развитие наших детей. Богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству, нравственное и эстетическое воспитание ребенка не будет полноценным без устного народного творчества.
Следующий вид игр — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:
- самомассаж;
- шевеление пальчиков;
- поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки;
- разведение пальцев и их сведение;
- хлопки;
- сжимание пальцев в кулак и разжимание;
- помахивание кистями - сверху вниз;
- помахивание кистями к себе и от себя;
- вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносят слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат.
(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, дети учатся на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д.
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться :
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
На деточка пойдет,
Через киску упадет! или:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь? или
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко. или
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, мы понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, работа проводится как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты используются фольклорные произведения :
- во время умывания - потешка «Водичка-водичка.»;
- во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
- во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Следует петь малышам колыбельные песни, которые они не только слушают и запоминают, но и сами поют своим куклам «дочкам» и про кота-воркота и про гулей.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях используют соответствующие загадки, например во время наблюдений:
Весной вырастают,
Осенью опадают. (листья)
Большую радость приносят детям игрушки.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, следует играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.