Погорелова Любовь
Консультация для родителей «Влияние фольклора на речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние фольклора на речевое развитие детей.
Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние фольклора на речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешек, считалочек, коротких сказок. Хорошо воспринимают дети и загадки. Малыши знакомятся с новыми словами, с народными чувствами и мыслями, развивают свою речь, начинают проникать в область народного духа русского языка. Подать это можно в виде театральной игры, особенно когда дети еще не привыкли к детскому саду и им тяжело расставаться с родителями. Утром детей можно встречать необычной привлекающей внимание игрушкой и приготовленной к ситуации потешкой. Потешку представить в картинках и рассказать о ее персонажах. Все вместе дети учатся говорить и двигаться как представители потешки. У ребенка возникают положительные чувства к воспитателю и своим маленьким приятелям.
Фольклорные мотивы продолжаются и в народных сказках. По своему назначению они бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Представить героев сказок в лицах помогут маски, костюмы. Дети с удовольствием слушают, запоминают. Учатся пересказывать с помощью игрушек, повторяя интонации воспитателя. Сказки расширяют знания детей незнакомых им предметов, как добро борется со злом, о мудрости и глупости, как сильный защищает слабого. Видя перед собой отношения персонажей сказки, дети познают противоречивость окружающего мира. Это заставляет их учиться состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению радоваться их удачам. Сказки призывают ребят к трудолюбию, дружбе, правдивости, взаимовыручке.
Устное народное творчество - это одно из средств духовно-нравственного развития личности ребенка. Речь, словарный запас, произношение, строй речи характеризует интеллектуальное развитие наших детей. Богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству, нравственное и эстетическое воспитание ребенка не будет полноценным без устного народного творчества.
Следующий вид игр — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:
- самомассаж;
- шевеление пальчиков;
- поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки;
- разведение пальцев и их сведение;
- хлопки;
- сжимание пальцев в кулак и разжимание;
- помахивание кистями - сверху вниз;
- помахивание кистями к себе и от себя;
- вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносят слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат.
(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, дети учатся на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д.
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться :
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
На деточка пойдет,
Через киску упадет! или:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь? или
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко. или
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, мы понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, работа проводится как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты используются фольклорные произведения :
- во время умывания - потешка «Водичка-водичка.»;
- во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
- во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Следует петь малышам колыбельные песни, которые они не только слушают и запоминают, но и сами поют своим куклам «дочкам» и про кота-воркота и про гулей.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях используют соответствующие загадки, например во время наблюдений:
Весной вырастают,
Осенью опадают. (листья)
Большую радость приносят детям игрушки.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, следует играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору».
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.