Галина Рязанцева
Консультация для родителей «Ребенок не говорит. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
«РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Итак, вашему ребенку уже три года, а он еще не говорит. Что же делать?
Прежде всего, запастись терпением.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок не говорит, Что делать?“» размещена в разделах
Безусловно, начинать учить ребенка говорить нужно как можно раньше. Пассивно ожидать, когда он, наконец, заговорит сам, не приходится. Окружающая жизнь обрушивает на него поток информации, которую он, пусть не в полном объеме, пусть по-своему, но обрабатывает. Он уже накопил достаточно обширный запас ощущений, впечатлений, наблюдений и представлений, он многое понимает. У ребенка возникает вполне естественная потребность активного взаимодействия с окружающим миром.
И самый естественный и необходимый способ такого взаимодействия- речь. Однако чаще всего между его психофизическим и речевым развитием существует разрыв, несоразмерность- и это обусловливает дискомфорт и, помимо всего прочего, порождает и формирует целый ряд стойких привычек, которые становятся основой неправильного поведения.
Если обучение речи начинается достаточно рано, то процессы психофизического и речевого развития осуществляются более или менее параллельно, а лучше сказать- они будут взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мы начинаем с малого, переходя к все более сложному, и переход этот должен быть очень последовательным и постепенным.
С чего же мы начинаем?
Развитием слуха, внимания, подражательных способностей следует заняться как можно раньше. Давайте слушать ребенку музыкальные записи, пусть ребенок как можно раньше начинает прислушиваться, как звучат различного рода музыкальные инструменты. И особенно народные- шумовые, струнные, ударные с их разнообразием тембров. Если вам удастся собрать коллекцию таких записей- это будет очень хорошо!
Во время кормления, одевая, укладывая малыша в кровать, мать сопровождает свои действия словами, что-то ласково приговаривает, напевает.
Следить за движениями нашего языка и губ мы начинаем приучать ребенка задолго до того, как он начнет сознательно нам подражать. Это можно делать. Сидя с малышом на диване, когда он ничем не занят и ничто его не отвлекает.
«Ла-ла-ла. Ле-ле-ле,»- язык движется легко и быстро, словно язычок колокольчика (С произношением этих слогов придется повозиться, когда ребенок начнет учиться произносить их сам, добиваясь того, чтобы кончик его языка приобрел необходимую подвижность).
«Ба-ба-ба»- вы смыкаете губы.
«С-с-с, ш-ш-ш»- свистите и шипите.
Очень скоро ребенок начинает заинтересованно наблюдать за всем этим, а впоследствии, подражая вам будет сам растягивать рот до ушей- «ды, мы», произносить «бу,ду,му», держа у рта широкую трубочку и направляя в нее звук, покусывая верхними зубами нижнюю губу, говорить «ва,во,ву». Очень многое он просто повторяет за вами, опираясь при этом на слуховое и зрительное восприятие.
Одновременно с этим на начальном этапе обучения следует определить слова и обороты, которые ребенок будет постоянно слышать от вас и которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам, постоянно повторяющимся ситуациям- они составят некое ядро, которое в дальнейшем «обрастет» все новыми и новыми словами. (Ведь среди множества причин, затрудняющих развитие его речи, есть и такая- ребенок не знает, что ему выбрать из тех слов, которые он слышит от папы с мамой).
Например:
1. УПАЛО. Ребенок, да и мы сами очень часто роняем что-нибудь. Привлеките внимание ребенка к этому факту. Слово «упало» может стать одним из тех, которые очень скоро по слогам произнесет ваш ребенок. Всякий раз, роняя вещи, говорите его- и пусть малыш, если может, повторяет его за вами.
2. ВЫСОКО. Поднесите ребенка к окну- как высоко светит луна, как ярко горит она в темном небе! И слово «луна» и слово «высоко» удобны для произношения. Высоко на дереве гнездо, высоко на балконе мама машет рукой, высоко над дверцей шкафа прыгают куклы в импровизированном домашнем театре. Вы-со-ко. Вы определяете уже не предмет: незаметно для себя ребенок будет овладевать пространственными, временными и прочими понятиями.
3. ЗАВТРА. «Бабушка придет завтра. В детский сад пойдем завтра»- соотносите это слово с тем, что происходит систематически, а не от случая к случаю.
4. НЕТУ (Вместо «нет». Это даст возможность отрабатывать не один, а два слога). Вместе с малышом вы обескуражено разводите руками, ища и не находя спрятанную игрушку. Под подушкой- нету. Под диваном- нету. В сумке- тоже нету. У этого дедушки на картине есть борода, а вот у этого- нету. У одной собаки есть ошейник, у другой- нету и т. д.
5. ЧТО ТАМ ВНУТРИ? (в коробочке, ящичке, кошельке, варежке, кастрюле? Положите что-нибудь внутрь- мыло, монету. помаду, конфетку, маленькую игрушку…
6. ПУСТО. Перед тем, как заглянуть с ребенком в коробку, сумочку, кошелек, вытащите содержимое. Прежде, чем налить чай, покажите чашку- пусто. Говорите слово «пусто» с удивлением, разочарованно.
7. ТЕМНО. Входя с ребенком в темную комнату, скажите это слово, а потом уже зажгите свет. Каждое утро и вечер, поднося ребенка к окну, говорите : Утро. Светло.» Или: «Вечер. Темно».
8. МОЯ ОЧЕРЕДЬ, ТВОЯ ОЧЕРЕДЬ. Предваряйте этими словами действия свои и ребенка, играя в мяч, направляя друг другу машинку, паровозик и т. д.
9. БЫСТРО- МЕДЛЕННО. «Быстро- быстро- быстро!»- говорим мы, и быстро- быстро мелькает то на потолке, то на полу световое пятно от зажженного фонарика. Медленно- медленно поводим мы рукой малыша, и он, как зачарованный, следит за тем, как это пятно ползет по стене, забирается в угол. Он и сам может направить луч- в пол! В потолок! В угол!
10. ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ? Если на картинке в книге запечатлено какое-нибудь волнующее событие- кто-то упал в воду, провалился в яму и его общими усилиями спасают, если толпа собралась на улице, по которой несется голый Пиноккио, у кошки загорелся дом, и его со всех сторон заливают водой,- во всех подобных случаях вы произносите эту фразу.
11. «ВОТ ТАК»,- говорим мы, складывая вместе с ребенком домик из кубиков, надевая на палочку колечки, показывая ему, как держать мелок или карандаш. «Вот так»- сам себе говорит Никита, составив длинную цепочку из маленьких машинок.
Таких простых, но чрезвычайно важных ключевых слов и оборотов, которые вы вычленяете из повседневной речи и осваиваете с ребенком в первую очередь, должно быть как можно больше. И,в зависимости от образа жизни вашей семьи, от сложившихся в ней традиций, привычек близких ребенку людей вам следует моделировать ситуации, которые позволили бы создавать подобные «ключи», и постоянно употреблять их в своей речи.
Ваша речь должна быть ясной, четкой, лаконичной: «Са-по-ги, шап-ка»,- по слогам очень внятно говорим мы ребенку, одевая его. «Ка-ша, Лож-ка, Нож»,- внушаем ему за едой. «Мы-ло, Душ, Во-да, Холодная, Горячая, Лужа», - произносим в ванной. Быть может, ребенок еще не говорит и не может произнести этих слов за вами, но они послужат отправной точкой на пути, по которому вы поведете своего малыша.
Это не значит, что вся семья должна с утра до ночи говорить в телеграфном стиле. Безусловно, ребенок должен быть погружен в стихию родного языка. Не следует употреблять в разговоре с ребенком, так называемые, «детские» слова. Все эти «ляли», «бибики» и «ням-нямы» придуманы отнюдь не детьми. Их навязали им взрослые. Родители, разговаривающие на подобном языке с ребенком, не доверяют его интеллекту и, вместо того, чтобы повышать уровень развития малыша, опускаются вместе с ним до примитива!
Но САМОЕ ОСНОВНОЕ, что вы должны помнить, это то, что совершенно необходимо выполнять рекомендации врача-невролога, логопеда, дефектолога и педагогов, которые занимаются вашим ребенком. И тогда у нас все получится!