Галина Власова
Консультация «Ребенок не говорит. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не говорит. Что делать?
Речь — это необходимый компонент общения. Речью ребенок овладевает в раннем возрасте. Очень часто к нам логопедам обращаются родители, имеющие 2-3летнего ребенка, который, по их словам «все понимает, но не говорит». Мною разработан цикл бесед «В помощь семье неговорящего ребенка». Это одна из них, или несколько добрых советов семье ребенка с проблемами речевого развития. В семье родился ребенок. Это счастье. Но проходит некоторое время, и родители начинают замечать пробелы в его речевом развитии. Малышу уже три года, а его словарный запас ограничивается небольшим количеством обиходных слов. Что делать? Не паниковать! Но обязательно обратиться к логопеду, выяснить причины такого речевого неуспеха. Очень важно общаться с ребенком как можно больше, создать в семье благополучную речевую среду. Речь четкая и выразительная должна стать образцом для малыша. Важно не вовремя дать малышу то, что он хочет, а создать ситуацию просьбы, общения, желания сказать, попросить. Создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении - важнейшая предпосылка совершенствования речевой деятельности ребенка. Озвучивать, оречевлять все предметы, окружающие ребенка, четко называть их, а также чаще побуждать к речи малыша обращениями: «Скажи! Повтори! Назови! Что это? Где?» - это главное, Очень важно, как можно раньше включить ребенка в различные виды деятельности. С мамой или бабушкой постирать белье, с папой - вымыть посуду, пропылесосить ковер, с дедушкой -постучать деревянным молоточком по доске, забивая гвоздь. Ведь, если ребенок не участвует в делах взрослых, а слышит только окрики (нельзя, отойди, разобьешь, сломаешь, он растет капризным, боится всего, а главное не хочет общаться. Без овладения предметной деятельностью у малыша не появляется потребности в речевом общении. Любой предмет приобретает особую притягательность для ребенка, если с ним действовал взрослый. Опуститесь на уровень ребенка, ползайте с ним по ковру, поиграйте с пирамидкой, матрешкой, куклой, покажите машинку, увезите животных в зоопарк и т. д. Важно, чтобы в игре ребенок к 3 годам овладел рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Но здесь очень важно не переусердствовать, и, вводя ребенка в мир рациональной, практической жизни, не лишить его игры, сказки, фантазии. Джанни Родари утверждал, что только» в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Не поучать и обучать, а играть с ним». Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Если вы хотите научить вашего малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и говорить, постарайтесь научить его играть. Здесь на помощь может придти народная педагогика со своей многолетней мудростью. Память русского народа хранит множество затей и забав для малышей: потешки, песенки, загадки, сказки.