Светлана Суркова
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Как формируется речь.
Известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным усло-вием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и млад-шего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его сло-варь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пере-сказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бы-товую ситуацию.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если ребенок не говорит“» размещена в разделах
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым свое-образием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет сло-варь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формиру-ется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Признаки благополучного развития речи ребенка
* Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
* У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
* Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
* Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит * Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
* Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.
* Ребенок развивается с задержкой.
* Ребенок перенес тяжелые заболевания.
* У ребенка есть неврологические заболевания.
* Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
* Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
* Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помо-щью («самостоятельный» ребенок).
* Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
* Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном язы-ке.
* На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
* Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников
Если вы обнаружили, хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Занятия надо начинать, как можно раньше.
Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только де-сятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задержива-ется по времени, но и принимает искаженный характер.
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловлен-ные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной дея-тельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значитель-но ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необ-ходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом разви-тии детей. Эффективна коррекционная помощь, в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявле-ния и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого развития, еще до поступления ребенка в школу.
Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овла-дения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природны-ми сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем рань-ше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.