Ольга Суворова
Консультация для педагогов. Самостоятельная изобразительная деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
(заголовок)
2 слайд
В ФГТ определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ, и в самостоятельной деятельности детей.
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей, направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей, определяется эмоционально-интеллектуальным опытом, полученным из разных источников в условиях семьи и ДОУ.
Публикация «Консультация для педагогов, Самостоятельная изобразительная деятельность детей» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3 слайд
Образовательная область «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: рисование, лепку, аппликацию, художественное конструирование.
4 слайд
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица или для группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.
5 слайд
Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость, позаботиться о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке.
6 слайд
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности может быть тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной методикой его проведения. Увлеченность темой наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок, раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создание более выразительного образа.
Размещение детских поделок и материала на видном месте, позволит обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью, во время которой ребенок выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей может быть связана с играми, подготовкой к праздникам, другими видами деятельности. Недостающие атрибуты, по возможности, дети могут сделать сами вместе с воспитателем, использовать их в настольном, пальчиковом, теневом театре.
7 слайд
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер. Иногда, около рисующих, находятся дети, которые по своему желанию меняют для них воду, всматриваются в рисунок, дают советы. И если вначале они наблюдают за процессом рисования, помогают советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей, и, по мнению Т. Г. Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми.
Самостоятельную художественную деятельность дошкольников воспитатель может организовать не только в помещении, но и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры, создание на песке из камушков изображений, изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток и т. д. ; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство со стороны воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать методы руководства самостоятельной деятельностью.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
8 слайд
Остановимся на принципах построения развивающей среды.
1 принцип предполагает то, что предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка, но в тоже время оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве.
9 слайд
2 принцип. Предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах хорошо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев, размещенной на вертикальной плоскости (стене, или просто разложенной на столах. Каждый может нарисовать рисунок на свою тему, которую объединяют одним сюжетом.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети склонны и способны к общению, обмену впечатлениями, столы можно по разному объединять, чтобы дети радовались свободному и деловому общению. Хорошо иметь мольберты, которые дети могли бы самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование природы с натуры.
10 слайд
Применительно к изобразительной деятельности 3 принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющие реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке.
11слайд
В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Это могут быть паспарту, рамки, в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы. Это может быть выставка дня, недели, месяца, на зимнюю тематику, индивидуальные и коллективные работы.
12 слайд
4 принцип – предполагает определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности. Например, наличие материала для рисования в непосредственной близости от уголка природы, зеленой зоны может одновременно обеспечить ребенку отдых, наблюдение за объектами живой природы.
13 слайд
Следует отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
14 слайд
Спасибо за внимание!