Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Эффективные способы разрешения детских конфликтов»

Дарья Малышева
Консультация для педагогов «Эффективные способы разрешения детских конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей

Задачи:

1. Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;

2. Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;

3. Познакомить с эффективными стилями поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

Предполагаемый результат:

Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные способы разрешения детских конфликтов“» размещена в разделах

1. Формирование у педагогов представления о структуре, причинах детских конфликтов;

2. Знание эффективных стилей поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

3. Практическое использование полученных знаний о межличностном конфликте среди детей;

Инструментарий: Мольберт, буклеты на каждого участника консультации, таблицы «Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%)», «Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)», чистый лист бумаги, маркет.

Участники: педагоги детского сада

Время консультации : 40 мин

Форма и место проведения консультации : Консультация-практикум, проводится в музыкальном зале. Все участники садятся полукругом.

Содержание консультации :

В. : Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. О причинах этих конфликтов, о способах и приемах их решения.

Для начала давайте подумаем, в каком виде деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом?

(Игровая). Педагоги отвечают

Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

Каковы на ваш взгляд основные причины конфликтов между детьми в игре. Другими слова из-за чего чаще всего ссорятся дети во время совместных игр?

Педагоги отвечают

Изучая проблему детских межличностных конфликтов во время игры Яков Львович Коломинский – доктор психологических наук, выделил следующие основные причины конфликтов между детьми во время игры, выделив по процентам степень доминирования данной причины в зависимости от возраста ребенка.

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%)

Причины конфликтов Возраст детей (лет)

1—2 2—3 3—4 4—5 5—6

«Разрушение игры» 25 23 23 6 9

«По поводу выбора общей темы игры» 0 0 2 1 3

«По поводу состава участников игры» 0 0 0 10 11

«Из-за ролей» 0 6 23 32 24

«Из-за игрушек» 75 71 38 17 21

«По поводу сюжета игры» 0 0 3 8 7

«По поводу правильности игровых действий»

0 0 10 26 26

Но кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:

1. Недоразвитие коммуникативных навыков;

2. Особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);

3. Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Я. Л. Коломинский и показал в процентном отношении степень используемых способов воздействия в определенном возрасте.

Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)

Способы воздействия Возраст детей

1—2 2—3 3—4 4—5 5—6

«Физическое воздействие» 50 35 26 16 15

«Опосредованное воздействие» 9 4 5 2 3

«Психологическое воздействие» 19 21 9 3 4

«Словесное воздействие» 17 21 30 29 26

«Угрозы и санкции» 0 3 4 10 8

«Аргументы» 5 16 27 39 43

1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий,— например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам,— например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

Анализируя способы воздействия, друг на друга детьми, можно определить и способ воздействия педагога на конфликтующих детей. Если дети используют именно этот способ поведения, значит, он является наиболее эффективным для них, т. к. он выбирается в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков, эмоционально волевых особенностей, поведенческих реакций.

Например для ребенка 1-2 лет эффективным является «Физическое воздействие» - значит педагог должен непосредственно вмешаться в конфликт, развести конфликтующих, и переключить их внимание на другую деятельность. А использование «Угроз, санкций» или «Аргументов неэффективно»

А для детей 5-6 лет наоборот наиболее действенным способом будет являться именно «Аргументы» и «Словесные воздействия».

И так можно проанализировать по всем возрастам.

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

В заключении давайте попробуем применить полученные сегодня нами знания на примере детского конфликта.

Двое мальчиков Петя и Сережа средней группы (4-5 лет). Решили поиграть в машинки. И оба хотят играть грузовиком. Петя взял грузовик первым и начал катать, подошел Сережа и начал уговаривать дать ему покатать эту машинку. Видя, что Петя не реагирует, берет и насильно забирает машинку. Петя начинает хныкать: - «Это моя машинка я первый ее взял, отдай»

Сережа в ответ: - «Нет, я хочу играть»

Начинают выхватывать друг у друга машинку, затем начинают толкаться. В итоге Сережа бьет машинкой Петю, на что Петя начинает истошно плакать.

Как воспитатель мог эффективно разрешить данный конфликт.

(Дать возможность решить самим, затем вмешаться, спросив, Что у вас случилось? Какой можно найти выход Вначале один играет потом другой.)

Причины возникновения конфликтов

между детьми в игре (%)

Причины конфликтов Возраст детей (лет)

1—2 2—3 3—4 4—5 5—6

«Разрушение игры»

25 23 23 6 9

«По поводу выбора общей темы игры» 0 0 2 1 3

«По поводу состава участников игры» 0 0 0 10 11

«Из-за ролей»

0 6 23 32 24

«Из-за игрушек»

75 71 38 17 21

«По поводу сюжета игры»

0 0 3 8 7

«По поводу правильности игровых действий» 0 0 10 26 26

Способы воздействия детей друг на друга

в ситуации игрового конфликта (%)

Способы воздействия Возраст детей

1—2 2—3 3—4 4—5 5—6

«Физическое воздействие»

50 35 26 16 15

«Опосредованное воздействие» 9 4 5 2 3

«Психологическое воздействие» 19 21 9 3 4

«Словесное воздействие»

17 21 30 29 26

«Угрозы и санкции»

0 3 4 10 8

«Аргументы»

5 16 27 39 43

1. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. Т. 3. М., 1983.

2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.

3. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.

4. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.

5. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1975.

6. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М. : Наука, 1988. С. 37—50.

7. Конфликты в школьном возрасте : пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

8. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М. Изд-во МГУ, 1977. С. 126—143.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. ; Л., 1932.

10. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.

11. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

12. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983.

13. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве : Автореф. канд. дис. М., 1947.

14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Публикации по теме:

Презентация «Создание здоровьесберегающей среды как средство психоэмоционального развития детей раннего возраста» №2 Ну что ж, как посоветовал администратор сайта, для того, чтобы загрузилась презентация, пришлось разделить её на 3 части, но, оказывается,.

Тренинг с педагогами. Тема: «Коррекция межличностных отношений»Тренинг с педагогами. Тема: «Коррекция межличностных отношений» 1. Цель – приобретение навыков улучшенных форм коммуникации, включая уверенное поведение, обучение методам нахождения решений в конфликтных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Эффективные способы разрешения детских конфликтов»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 09:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Эффективные способы разрешения детских конфликтов»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Малышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД