Анастасия Воробьёва
Консультация для педагогов «Эффективные методы и приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В. А. Сухомлинский)
Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно-оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные методы и приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Физкультурно-оздоровительная работа - это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
Во всех современных программах обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, решение которой во многом зависит от правильной организации физического воспитания и создания соответствующей здоровьесберегающей среды.
Существует определенная модель физкультурно-оздоровительной работы, которая включает следующие формы работы с детьми :
Физкультурные занятия,
Утренняя гимнастика,
Закаливающие процедуры,
Физкультминутки,
Подвижные игры,
Прогулки,
Индивидуальная работа,
Гимнастика после сна,
Гимнастика пальчиковая,дыхательная, для глаз,
Самостоятельные занятия физическими упражнениями,
Работа с родителями,
Физкультурные досуги и праздники.
Первая форма работы с детьми – то, с чего начинается ежедневное пребывание детей в детском саду – утренняя гимнастика, она является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Одна из наиболее объемных и важных форм работы с детьми – физкультурные занятия. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий :
Классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части). Игровые занятия ( с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты т. д.). Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.). Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.). Ритмические занятия (занятия, состоящие из танцевальных движений). Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером). Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи). Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).
Следующая форма физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольников – закаливание. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Существуют специальные закаливающие процедуры:
- водные: обтирание, обливание, душ, купание – являются эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
- воздушные ванны – улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов.
- солнечные ванны так же благотворно влияют на организм.
Наиболее распространенный вид физической активности детей – подвижные игры. Подвижные игры широко используются в ДОУ как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней прогулке. Так же дети могут объединяться в подгруппы и играть утром (до утренней гимнастики) и в перерывах между занятиями. Утром (до утренней гимнастики, особенно летом и весной, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям). В перерывах между занятиями, особенно если они связанны с неподвижной деятельностью, полезны игры средней и малой подвижности хорошо знакомые детям. На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.
Основное значение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности. На прогулке используются знакомые детям физические упражнения. Одной из составных частей прогулки, является индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная работа направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах.
Самостоятельная работа - так же одна из составных частей прогулок.
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или небольшими группами.
Ежедневно в систему физкультурно-оздоровительной работы детского сада входит пальчиковая гимнастика. Она проводится ежедневно в любой возрастной группе. Пальчиковые игры носят благоприятный оздоровительный эффект. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Любые приемы пальчиковых игр - постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж - несут ребенку только здоровье. Они увлекают малышей и приносят им радость. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Обязательный компонент ежедневной физкультурно-оздоровительной работы – дыхательная гимнастика. Она является составной частью утренней гимнастики, физкультурных занятий. А может проводиться и как отдельный вид работы. Существуют специальные комплексы дыхательных упражнений и дыхательные методики. Это профилактический вид работы. Способствует укреплению здоровья детей, повышению жизненного тонуса детского организма.
Дыхательная гимнастика может проводиться как без предметов, так и с предметами.
Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий.
Решению задач по укреплению здоровья детей в детском саду способствует ежедневная гимнастика после сна с обязательным хождением по массажным дорожкам. Основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей. Приучить их разминаться после сна, а также обеспечить профилактику нарушения осанки и плоскостопия.
Добиваться стабильных успехов общими усилиями воспитателя, медиков, узких специалистов было бы невозможно, если не уделять внимание работе с родителями. Обязательны для проведения групповые и индивидуальные консультации для родителей по сохранению здоровья детей, родительские собрания и акции.
В ДОУ всегда отмечаются общенародные праздники: 9 Мая, 8 Марта, а также Новый год и выпуск детей в школу. В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на музыкальных и других занятиях, а также и на физкультурных.
Безусловно, эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов. Выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В физическом развитии дошкольников применяются две группы методов :
специфические – характерные только для процесса физического воспитания;
общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
Специфические методы :
1. Метод строго регламентированного упражнения. Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности. Также точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
2. Игровой метод. Предполагает использование упражнений в игровой форме. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
3. Соревновательный метод. Включает применение упражнений в соревновательной форме. Повышает интерес к физическим упражнениям, способствует их лучшему выполнению. У дошкольников развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.
4. Метод круговой тренировки. Заключается в том, что ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.
Общепедагогические методы :
1. Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений.
К данной группе методов относятся :
— название упражнения;
— описание;
— объяснения;
— указания;
— команды;
— вопросы к детям и др.
2. Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия.
К практическим методам относятся :
— показ физических упражнений;
— имитация, то есть подражание действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни.
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который ничем нельзя, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы родители, педагоги хотим чтобы наши дети росли здоровыми. Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения станут более здоровыми и развиты не только интеллектуально, духовно и физически. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека.