Ольга Батаева
Консультация для педагогов «Внедрение разнообразных форм, методов и подходов в работе с семьёй»
▼ Скачать +Заказ
"Внедрение разнообразных форм, методов и подходов в работе с семьёй. "
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание.
Публикация «Консультация для педагогов „Внедрение разнообразных форм, методов и подходов в работе с семьёй“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (А вдруг не получится?»). Чтобы побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сформировано и ребенок может выполнить порученную работу самостоятельно, взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка и свои силы, учит его работать добросовестно. Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать на стол и убирать со стола; следить за своим письменным столом; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке; кормить котенка или щенка; производить уборку в отдельной комнате или квартире; чистить платье свое и младшего брата (или сестры); если в семье есть огород или цветник, выполнять определенные виды работы (поливать, пропалывать, подкармливать, собирать урожай и др.); помогать в уборке и мытье посуды.
Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. И семье также имеются условия для коллективного труда ребенка: совместное приготовление праздничного стола, уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.
От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом.
Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма.
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Основными принципами воспитания у детей позитивного отношения труду являются:
- поддержка инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности).
В ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового.
У всех сегодня уже на слуху, что семья и детский сад – два главных социальных института, которые дают ребенку всестороннее развитие. Есть вещи, которые ребенок приносит только из семьи. Есть прекрасные строки, написанные еще в XVвеке Себастьяном Брантом, но не менее актуальные в наше время:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых.
Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно.
Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
С целью активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки, перед собой поставила следующие задачи:
1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей
дошкольного возраста.
2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.
Для выполнения поставленных задач, прежде всего, создаются в группе необходимые условия для труда детей: совместно с родителями дооборудовали трудовые уголки, оформляются «Огороды на подоконниках», вводится детский инвентарь для работы на участке.
Все имеющее оборудование располагается с учетом санитарно – гигиенических требований, в удобном для детей месте.
Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы используем разнообразные формы и методы.
Остановимся на тех, которые оказались наиболее действенными.
Приглашаем родителей на педагогические всеобучи, родительские собрания, консультации. На протяжении учебного года постоянно оказываем практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуем, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливаем краткие методические рекомендации-памятки.
В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания.
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д. организуется в специальных помещениях.
Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении, знакомится с разными видами сельскохозяйственного труда. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.
Наши родители всегда были нашими хорошими помощниками, соратниками. И сейчас еще большее количество родителей стали принимать активное участие в жизни детского сада. Это благоустройство территории: регулярные субботники, разбивка цветников, высадка деревьев, плотницкие работы.
Мы стараемся так организовать работу, чтобы ее можно было выполнять в присутствии детей, чтобы использовать ее в воспитательных целях.
Праздники в ДОУ – это отдельный разговор. У нас много традиционных праздников, в которых участвуют наравне с педагогами родители. Очень радует, что большое количество не только мам и бабушек, но и пап с нами вместе в решении поставленных задач. Родители являются не только активными участниками разнообразных выставок (поделок, фотографий, и др, но также они проявляют себя как актеры, дизайнеры, оформители. А как рады дети, когда они видят, сделанное руками своих родителей. И уже по-другому относятся к сохранности, например оборудования для игр (ведь оно сделано мамой – его надо беречь) Ни одна поделка не появляется в группе просто так: ребенок презентует, сделанное в семье. И он горд рассказать, как это делалось и в чем конкретно помогал он.
Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: проявляют большой интерес и фантазию для физкультурного и театрального уголка. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.
Совместный труд детей и родителей практикуется и при подготовке массовых праздников. Так, зимой, в рамках тематической недели, мы устраиваем конкурс «Покормим птиц зимой», в подготовке которого участвуют и дети и родители. Вместе они делают кормушки для птиц и регулярно следят за тем, чтобы кормушки не пустовали. В течение всего года проводим выставки творческих поделок, изготовленных родителями совместно детьми.
Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовится, продумывает содержание деятельности детей в течение всего дня.
Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения; с профессиями родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Уделяем внимание вопросу формирования представлений у детей о людях разных профессий, для этого разрабатываем проект «Профессии в моей семье», в котором одна из приоритетных задач заключается в том, что бы дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Научить ценить и уважать труд человека, возбудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Все это решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствуют сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Очень важно для нас, что и родители осознают значимость тесного взаимодействия со своим ребенком. Так как первый социальный опыт близкого общения со специалистами, профессионалами своего дела исходит от семьи.
Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой в разделе «Труд взрослых», воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними.
Дети с огромным удовольствием слушают сказки, разгадывают загадки, разучивают пословицы о труде, считалочки. Легко принимают участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. При необходимости находят предметы-заместители и используют их в качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники. Передают в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражают характер взаимоотношений людей. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников. Анализ, как успехов, так и трудностей в практической подготовке детей к труду чрезвычайно важен для дошкольной организации, для совершенствования форм и методов работы, для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движения в труде, полученный результат формирует умение создавать, ценить, беречь, то есть обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять их на практике.
Существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте труд чаще всего возникает в труде, подражание трудовым действиям взрослых становится содержанием детской игры. Детей влечёт процесс, а не достижение результатов, но подражание трудовым действиям способствует возникновению трудовой деятельности.
К старшему дошкольному возрасту в игре дети отражают самые различные знания о профессиях, реальные трудовые процессы, моделируют отношения взрослых.
Мы готовим ребёнка к тому, чтобы он смог смело вступить в самостоятельную жизнь;
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей важное место;
- познакомился бы с тем, что представляют собой разные профессии;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Таким образом, усвоение ребёнком того или иного содержания знаний – результат его познавательной деятельности, организованной воспитателем в соответствии с особенностями материала.