Надежда Сапрыкина
Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»
▼ Скачать +Заказ
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов
У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.
Публикация «Консультация для педагогов „Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок выполняет двигательные упражнения с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания.
Я хочу показать Вам несколько нейроигр, которые использую в своей работе:
1. «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят, делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. (можно выполнять это упражнение при автоматизации звуков)
2. «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
3. «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке, нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [Ш] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы, так же дифференциация звуков н-р: [С]-[З])
4. «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание).
А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп).
5. «Сортировка». Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.
6. «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом можно проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
7. «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
8. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
9. «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
На поляне большой
Стоит печка с трубой.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
Подводя итог, следует отметить, что использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.
Также в индивидуальной работе с детьми использую межполушарные доски. Такой тренажер будет полезен для развития функций самоконтроля и внимания. Если включать в работу обе руки и работать ими одновременно, то происходит работа и правого, и левого полушария. Межполушарные доски представляют собой деревянные доски с двумя ячейками и бегунками или стилусами. В ячейки можно вкладывать различные деревянные вкладыши с лабиринтами. На начальных этапах работы необходимо использовать вкладыши с одинаковыми узорами. Важным принципом в работе является принцип от простого к сложному. Пока ребенок не освоил простые упражнения, нельзя переходить к более сложным. Сначала упражнение выполняется одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме – сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно упражнение усложняется, в работу включаются уже обе руки и ребенок пробует синхронно обеими руками пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, затем против. Так же можно проходить лабиринт синхронно двумя руками, но в разном направлении. И, самое сложное, это использование разных лабиринтов на разные руки, т. е. одна рука проходит один лабиринт, а другая рука – другой. Таким образом, происходит не только развитие межполушарного взаимодействия, но и влияние на синхронизацию работы рук и глаз.
Таким образом, хочется отметить, что использование на занятиях межполушарных досок дает прекрасную возможность развивать и совершенствовать высшие психические функции.
Для автоматизации звуков мы используем Логопальцеходы: это
комплект из 2 дощечек с синими и красными кругами. Ребенку предлагается прыгать пальчиками обеих рук и автоматизировать поставленные звуки, например звук «Ш» в начале, в середине и конце слога. С помощью пальцехода мы закрепляем звуки в скороговорках :
1. «Ышка-ышка-ышка-ышка вот шалунья наша мышка»
2. «Ша-ша-ша-ша вот цветы для малыша»
3. «Аш-аш-аш-аш облетает садик наш»
4. «Иш-иш-иш-иш за окном такая тишь»
Упражнения делают в разных вариантах от простого к сложному:
— отдельно пальчиками каждой руки на 1 дощечке;
— вместе пальчиками обеих рук на 1 дощечке;
— вместе пальчиками обеих рук на 2 дощечках сразу;
— располагать дощечки можно в горизонтальном или вертикальном направлении. В горизонтальном направлении можно пальчики поставить одной руки справа, другой – слева и идти навстречу друг другу и обратно.
Логоритмический ряд можно менять, можно менять и пальчики.
Вариантов упражнений можно придумать множество, например:
• Выкладываем ритмический ряд ( например: каштан, желудь)
- слева направо,
- справа налево,
- наискосок.
Затем усложняем задание: бери правой рукой каштан, левой – желудь. Затем можно подключить и ориентацию в пространстве (Возьми фигурку в верхнем правом углу, в нижнем левом углу и т. д.);
• Шагаем пальцами и проговариванием звуки, слоги, слова;
• Разложить цифры в соответствии с количеством точек на карточке, прошагать их, проговорить;
• Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное. (красный — красное, синий — синее и тд., прошагать пальчиками только красные кружки и т. д.
Начинать надо с простых упражнений, усложнять постепенно, можно комбинировать.
Теперь мы не просто шагаем пальчиками и развиваем когнитивные связи, но еще и автоматизируем звуки, выполняя различные задания. Занятия становятся не только полезными, но и интересными.