Наталья Кузьменко
Консультация для педагогов «Внедрение интерактивных технологий в преподавание иностранного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая особенность обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе состоит в формировании у ребенка базовых знаний и навыков, которыми он будет пользоваться и в дальнейшем при усложнении школьной программы. Первостепенная задача педагога – не только мотивировать обучающегося и заинтересовать его в самостоятельном изучении языка, но и помочь ему разобраться в трудностях понимания иностранной речи и ее системы, помочь в формировании крепких базовых навыков. В этом случае педагогу необходимы разнообразные методы объяснения информации и формирования у ребенка навыков чтения, аудирования, письма и говорения.
Публикация «Консультация для педагогов „Внедрение интерактивных технологий в преподавание иностранного языка“» размещена в разделах
- Иностранный язык для дошкольников
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых. Интерактивное обучение видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве, где учащийся и педагог являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.
Современный мир очень сильно зависит от информационных технологий, которые с каждым днем все больше проникают во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Сейчас ни один современный урок не обходится без применения интерактивной доски и как минимум презентации. Но самыми интересными и достаточно эффективными являются интерактивные тренажеры. Поэтому каждый педагог, который следит за тенденциями в образовании, должен научить применять различный интерактив в своей педагогической практике.
Преобладающий вид деятельности для дошкольника и младшего школьника – игра. Именно этот способ может использовать учитель для поддержания мотивации ребенка в изучении языка, для формирования у него различных навыков. Использование игр на уроках и внеурочной деятельности может решить большой ряд задач:
• укрепить мотивацию ребенка в изучении иностранного языка. Желание ребенка правильно сопоставить карточки, создать своего персонажа, пройти уровень, включиться в определенную ситуацию включает его в работу над собственными речевыми навыками и помогает ему развивать воображение и умение общаться с участниками игры или своей команды.
• упростить индивидуальную и групповую работу. Игра имеет свои атрибуты: правила, фишки, карточки, карты, на подготовку которых учителю не нужно тратить время – они уже готовы.
• повысить результаты обучающихся на определенном этапе. Мотивация, которая сохраняется на протяжении всей игры, соревновательный дух при игре в командах заставляет ребенка качественно выполнять правила игры с целью победить, тем самым грамотно использовать свою речь, что неизбежно отражается на результатах, получаемых на уроках.
• создать речевые ситуации, согласно правилам и легенде конкретной игры. Разнообразие игр и игровых ситуаций требует от игроков умения следовать правилам и адаптироваться к поставленным задачам и адаптировать используемые средства, в том числе языковые.
• обеспечить включение даже слабых учеников в процесс урока. Возможность игры в команде позволяет слабому ученику видеть, как трудности преодолевает сильный ученик и пробовать делать так же, как он. Кроме того, некоторые игры требуют включения всех участников команды для выигрыша, что заставит и сильных учеников обратить внимание на слабых игроков и помочь им адаптироваться к правилам и языковым ситуациям.
К часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники, пособия, энциклопедии и справочники;
• интерактивные тренажеры;
• образовательные ресурсы Интернета, в том числе социальные сервисы;
• аудио- и видеоконтент.
Иностранный язык как учебный предмет в силу своей специфики предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных образовательных ресурсов и технологий. В настоящее время поколение учеников в виртуальной среде себя чувствует более привычно, поэтому использование любой интерактивности импонирует им.
Интерактивный тренажер – современный инструмент, который делает электронное обучение более интересным, вариативным и подходит для решения сложных задач.
Тренажеры выполняют три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция помогает определить уровень знаний, умений, навыков обучающего, а т. к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (как тестирование) превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тренажера призвана вовлечь учеников в процесс обучения. Кроме того, благодаря некоторым функциям, таким как несколько попыток выполнения, подсказки, уровни сложности, создается ситуация успеха, и каждый ученик начинает верить в свои силы.
Воспитательная функция направлена на формирование стремления развивать способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.
Существует два основных режима работы интерактивного тренажера в школьном образовании:
Демонстрационный – представляет теоретический материал и обеспечивает визуализацию решения конкретной задачи.
Тренировочный или оценочный позволяет устранить пробелы и оценить уровень знаний.
Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова интерактивные тренажеры предлагают делить на три группы:
тренинговые (коммуникативные тренинги);
игровые (дидактические и творческие игры);
дискуссионные (диалог, разбор ситуации на практике).
Тренажеры могут применяться на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, подготовки к контрольной работе.