Елена Лойко
Консультация для педагогов «Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников. Дети должны не только владеть определенной информацией, но и анализировать ее, выделять причинно-следственные связи. Это требует создания определенных условий для развития познавательной деятельности. Вопреки существующему мнению, что заниматься умственным развитием детей должны только педагоги, можно обозначить направления деятельности, позволяющей стимулировать интеллектуальные возможности ребенка, не только для специалистов, но и для родителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Центральное место в решении данной проблемы занимает организация игровой деятельности дошкольников. Игре принадлежит ведущая роль в формировании психических процессов (мышления, речи, памяти, внимания, восприятия, воображения, предопределяющих уровень умственных развития (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин). Однако поскольку главным условием психического развития в раннем и дошкольном возрасте является взаимодействие взрослого и ребенка в игровой ситуации, встает вопрос о способах реализации в игре специальных образовательных задач.
Такая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов.
Возможность разработать дидактические игры, позволяющие развивать познавательную деятельность детей дошкольного возраста и сохранять стойкий интерес к предложенной ситуации, позволяет использование моделирования как учебного действия. Высокая эффективность применения материальных пространственных моделей в качестве средств умственного развития дошкольников, формирования у них обобщенных знаний о различного рода связях и отношениях была экспериментально доказана Л. А. Венгером, Л. Е. Журавлевой, Н. И. Непомнящей, Н. Н. Поддъяковым, Д. Б. Элькониным и др.
Исследования показали, что дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их (Л. А. Венгер и др.). Моделирующий характер игровой и продуктивной деятельности позволяет не только опосредованно изучать окружающую действительность, но и развивать умственные способности.
В связи с этим мы предлагаем игры с моделями, содержание которых включает все необходимые условия для интеллектуального развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Игры с моделями предполагают построение моделей, конструирование и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевой игре, Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.
Например, игра «Город строителей» позволяет раскрыть творческие способности. План города может включать не только архитектуру зданий, но и парков, садов, зон отдыха, пляжей, игровых площадок, дорожных развязок. Реализовать замысел позволяет конструктор. Дети с интересом строят указанное на придуманной плане и рассказывают, как в городе живет выбранная ими кукла или сказочный герой. Такая игра очень продолжительна по времени, и почти всегда требуется прервать ее. Это сложная интеллектуальная деятельности выполняется детьми с большим интересом, что создает условия для саморазвития, самодвижения детского мышления. При построении модели дети используют уже имеющиеся знания, а, воплощая свой замысел в процессе сюжетно-ролевой игры, дети часто открывают новые для себя знания и способы умственной деятельности.
Например, дети (можно под руководством взрослого) рисуют и оформляют настольную игру. Разработанная заранее модель показывает, где будет дом путешественников, сколько «шагов» от их дома до леса, в котором можно заблудиться; где течет река, по которой на лодке можно спуститься вниз по течению и избежать множество ловушек; где будет засада разбойников, или логово хищного зверя, около которого нельзя останавливаться фишке, а где спрятаны сокровища, которые путешественники должны непременно отыскать. Изготовляя по модели игру, дети строят домики и избушки из конструктора и ставят их на лист-основу игры, рисуют на этом листе реку, наклеивают на него деревья из бумаги, отмечают «шаги», по которым будут идти путешественники по приказу кубика.
Вышесказанное свидетельствует о том, что игры с моделями стимулируют познавательную деятельность и являются значимыми для умственного развития детей дошкольного возраста.