Анна Попова
Консультация для педагогов «Современные и инновационные технологии и методы работы по художественно-эстетическому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «весна» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска)
Тема: «Современные и инновационные технологии, формы и методы работы по художественно-эстетическому развитию в условиях реализации ФГОС ДО».
Подготовила воспитатель Попова А. А.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные и инновационные технологии и методы работы по художественно-эстетическому развитию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Волгодонск 2021 г.
1 слайд. Ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников - это целенаправленный, систематически процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
2 слайд. Художественно-эстетическое развитие - это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
3 слайд. В соответствии с ФГОС ДО п. п. 2.6., художественно-эстетическое развитие предполагает :
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
На столах у педагогов лежат конверты с заданиями.
Задание 1. Необходимо раскрыть значение поставленных задач по ФГОС ДО.
4 слайд.
Цели художественно-эстетического развития : развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами:
1. Формирование эстетического отношения к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве. Понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
2. Формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструирование; пение, движение под музыку, развитие словесного творчества.
5 слайд. Художественно-эстетическое воспитание выполняет несколько функций:
Обучающая.
Дошкольникам предоставляют необходимую информацию, которая помогает расширить кругозор.
Воспитательная.
Малыши узнают о мировом искусстве и учатся распознавать эстетически привлекательные объекты.
Коммуникативная.
При обсуждении художественных произведений дети выполняют коллективную работу и общаются друг с другом.
Творческая.
У дошкольников формируется мотивация создавать красивые вещи, которые они видят вокруг.
Развлекательная.
Творческие занятия проводятся в форме игр, чтобы привлечь внимание малышей и улучшить их настроение.
Релаксационная.
Когда дети слушают музыку или пение, у них улучшается эмоциональное состояние.
6 слайд. В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого – возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Художественно-эстетическая деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность. Н. А. Ветлугина отметила, что эстетическое воспитание дошкольников тесно связано со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса, поэтому формы организации разнообразны. Задание 2. Необходимо назвать формы работы, которые педагог использует в своей деятельности.
7 слайд. Формы организации художественно-продуктивной деятельности :
- НОД (с группой, подгруппой детей, индивидуально) : виды рисование, лепка, конструирование и аппликация.
- досуги, развлечения;
- выставки творческих работ детей;
- конкурсы;
- экскурсии;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
- самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;
- мини-музей декоративно-прикладного искусства и др.
- изобразительная деятельность, как часть комплексного, тематического, интегрированного, доминантного и др. игровых занятий.
Формы организации музыкальной деятельности:
- НОД со всей группой детей: музыкальные занятия
- НОД с подгруппой детей и индивидуально (творческие, развитие слуха и голоса, освоение танцевальных движений, обучение игре на инструментах и др.);
- музыкальная среда вне музыкального зала как условие организации самостоятельной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов (самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальные пробуждения, досуги, утренники, гимнастика, физкультминутки, физ. занятия).
- праздники и развлечения как форма организации совместной образовательной деятельности детей и родителей (сезонные, тематические, фольклорные, игровые).
Формы организации театрализованной деятельности:
- литературно - театрализованная НОД (с подгруппой и индивидуально);
- самостоятельная театрализованная деятельность;
- театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
- театрализованные игры-спектакли;
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;
- музей кукол;
- посещение детьми театров совместно с родителями;
- выступление артистов театра в ДОО (с участием детей);
- выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей;
- мини-игры на других занятиях;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- экскурсии;
- кружковая работа
Формы организации художественно-речевой деятельности :
С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
-НОД по чтению художественной литературы;
-НОД по знакомство с жанрами народного творчества;
-досуги;
-развлечения;
- театрализованная деятельность.
8 слайд. К средствам художественно - эстетического развития также относятся методы художественно — эстетического развития дошкольников : наглядные, словесные, практические, игровые и др. Под методами эстетического воспитания понимаются способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка.
Задание 3. Необходимо назвать методы, которые используют в работе педагоги по художественно – эстетическому развитию.
К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для НОД подбираются произведения одного вида искусства. Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Целесообразно поощрять самостоятельное рассматривание произведений искусства в детском саду и вне его.
• Наблюдение;
• визуальное обследование предметов;
• рассматривание образца;
• изучение картин, репродукций и иллюстраций Рассматривание картин и репродукций; В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле
• демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
• анализ детских работ;
• игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине. Это и метод сравнения картин и в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации детям образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение, опираясь на образы из произведений художественной литературы (строки из стихотворения, сказки, рассказа) — быть образным и интересным для детей (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина).
• Ситуативный разговор;
• метод сравнения картин;
• искусствоведческий рассказ, художественное слово;
• символическое моделирование;
• использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
• указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
• игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. Данные методы отражают классификацию методов обучения, которые необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.
• игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
Практические
• Отрабатывание формообразующих движений рукой;
• доведение движений до автоматизма;
• работа на черновиках;
• показ;
• наблюдение;
• упражнения;
• объяснение;
• метод поисковых ситуаций;
• творческие задания.
9 слайд. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на развитие способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитание художественного вкуса. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в работе используются современные инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология - это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор компонентов форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)
К числу современных педагогических технологий для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология исследовательской деятельности (экспериментирование, технология проектный деятельности и т. д.
Задание 4. Рассказать о технологиях, которые используются в группе при работе с детьми.
Игровая технология реализуется ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличие правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логическим рассуждениями.
Информационно-коммуникативная технологии. Способствует повышению качества образовательного процесса. Оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запомнить материал.
Технология проектной деятельности способствует развитию и обобщению социально-личностного опыта посредствам включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проективная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогами и родителями.
10 слайд. В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения
изобразительной деятельности не является новой и необходимость
использования нетрадиционных техник в организации изобразительного
творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению. Ведь
разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход
от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых
творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Игра «Назови технику» (по столам)
Все члены команды строятся в линию, игра называется «Передай эстафету». Называем традиционные и нетрадиционные техники.
11 слайд. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка, формируется его мировоззрение. И понимание ребенком не совершенности своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности. Именно в этом возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, что- то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны.
12-21 слайды. Интеллектуальная игра по нетрадиционным техникам рисования для педагогов ДОУ
Давайте вспомним некоторые нетрадиционные техники. По описанию нужно догадаться о какой нетрадиционной технике рисования идёт речь.
1. Эта нетрадиционная техника ассоциируется с осенью, потому что, гуляя с детьми на участке детского сада, можно не только наблюдать за осенней природой, но и запастись материалом для рисования на целый год.
(Печать листьев, когда листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.)
2. Эта техника позволяет создать объект интересной, неоднородной фактуры. Достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку или клеевую кисть, опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. (Рисование методом тычка)
3. В понимании многих основа этой техники ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. В школе из-за неё поставили бы "двойку". А здесь она помогает нетрадиционной технике являться обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. (Кляксография).
Если сложить лист пополам, на одну половину накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли.
4. Послушайте стихотворение.
В лужах картинки: на первой - дом.
Как настоящий, только вверх дном.
Вторая картинка - небо на ней.
Как настоящее, даже синей.
Третья картинка - ветка на ней.
Как на настоящая, но зеленей.
В. Берестов.
Какая нетрадиционная техника используется для изображения отражения объектов на водной глади?
(Монотипия, когда на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, лист складывается пополам и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Затем рисунки объекта оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.
5. Данная техника выполняется при помощи материала, который очень бы нам пригодился, если бы вдруг вечером отключили свет.
(Фотокопия - рисование свечой.). Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала - свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.
6. Вы купили себе новую зубную щётку? Не выбрасывайте старую. Зубная щётка, блюдечко с водой, краска, карандаш и лист бумаги - всё это используется в этой нетрадиционной технике.
(Набрызги.)
7. Благодаря этой нетрадиционной технике получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению. А всему виной простая поваренная. соль.
(Рисование солью.)
8. Относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, это техника допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала. (Пластилинография)
9. Интересный и достаточно простой творческий приём. Он не предполагает в своём чистом виде использования ножниц, а уж тем более не требует навыков красивого вырезания. Такое занятие будет интересно деткам от 1 года и старше. Кроме того, созданные картины напоминают сборку пазла, а это полезно для развития творческого и пространственного мышления у ребенка. (Обрывная аппликация)
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. - Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
- Всего вам доброго. До новых встреч!