МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Фразеологический словарь дошкольника»

Оксана Барабанова
Консультация для педагогов «Фразеологический словарь дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.

С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Он помогает им выражать свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания, так как любое слово является в той или иной мере обобщением.

Публикация «Консультация для педагогов „Фразеологический словарь дошкольника“» размещена в разделах

Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов. Поэтому в методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа. Все исследователи (М. М. Конина, В. И. Яшина, А. П. Иваненко и др.) схо-дятся во мнении, что такая работа помогает обогатить, закрепить и ак-тивизировать словарный запас. Большое значение имеет усвоение ребенком смысла слова, в связи с чем необходимо проводить работу над уточнением словаря и формированием умений употреблять слова в соответствии со смыслом. Слово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением.

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значений слов существенно отличается, в течение дошкольного детства осознание смысловой стороны слова проходит длительный путь развития. Слова, воспринимаемые ребенком на начальных этапах речевого развития, не имею четкой предметной отнесенности и устойчивой обозначающей функции.

По мнению А. Р. Лурия, четкая предметная отнесенность слова возникает позднее и является продуктом развития. Этот процесс занимает центральное место в речевом развитии ребенка 3-5 лет.

По мнению К. И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Именно особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой разговорной речи, впитывая поэтические образы.

Устное народное творчество - важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

В последние годы возрос интерес к фразеологии, отражающей мир чувств, образов, оценок того или иного народа, непосредственно связанной с культурой речепроизводства. Это неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы, в которой заключены и современные языковые образования, и религии древнейших эпох - слова, формы, конструкции.

Фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Предметом фразеологии является фразеологическая единица, как особая единица языка, а ее объектом - состав таких единиц в язык. Фразеологический оборот - величайшая сокровищница и непроходящая ценность любого языка. Поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Использование фразеологизмов в работе по расширению лексиче-ского запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

• формированию интереса к родному языку;

• развитию понимания значений слов дошкольниками;

• активизации детской лексики;

• совершенствованию навыков устной речи.

Уточнение методики использования фразеологических оборотов в работе по речевому развитию детей вызвало необходимость рассмотрения особенностей фразеологизмов русского языка.

Слова и словосочетания, специфичные для речи различных групп населения по классовому или профессиональному признаку, для ли-тературного направления или отдельного автора, относятся к фразеоло-гизмам.

В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп.

1. Исконно русские:

- обороты разговорно-бытовой речи (из огня да в полымя);

- пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора (красная девица);

- отдельные выражения профессиональной речи (в час по чайной ложке);

- выражения из книжного языка (свежо предание, а верится с трудом).

2. Фразеологические обороты старославянского происхождения (на сон грядущий).

3. Фразеологизмы, заимствованные из других языков:

- дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок (о вкусах не спорят);

- выражения и цитаты из литературных произведений, изречения, афоризмы (игра не стоит свеч);

- высказывания, употребляемые без перевода (постфактум).

На наш взгляд, пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора наиболее соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

На основе подробного изучения данной категории фразеологизмов был составлен «Фразеологический словарик» для детей старшего дошкольного возраста, в который вошли крылатые слова и выражения, близкие жизненному и литературному опыту дошкольника.

Определяя основные направления работы с выбранными фразеологизмами, мы опирались на педагогический опыт И. Мокеевой при работе с раскрасками.

Работа с использованием фразеологической лексики осуществлялась поэтапно:

1) знакомство с фразеологическим оборотом - толкование. Сначала давалось толкование предложенных фразеологических оборотов : за семью замками - большой секрет, великая тайна;

2) использование наглядной основы в работе с фразеологическим оборотом (картинки из книжек-раскрасок И. Мокеевой);

3) активизация фразеологизма в речи детей. Детям предлагалось подобрать синонимы к каждому фразеологическому обороту, а также вспомнить сходную ситуацию из жизни. Данный прием, на наш взгляд, способствует «вхождению» высказывания в жизненный опыт ребенка;

4) закрепление знаний детей. В процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций детям предлагалось вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал случаю.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника»Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Фразеологический словарь дошкольника»
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 04:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Фразеологический словарь дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Барабанова (УИ 2301814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД